Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2018 N 150-ПЭК18 по делу N А40-57292/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2018 г. N 150-ПЭК18

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив надзорную жалобу Департамента финансов города Москвы на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018 N 305-КГ17-18216, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Покровский" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.20417 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.017 по делу N А40-57292/2017,

установила:

Департамент финансов города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными пункта 2 (в части запрета департаменту совершать любые действия, приводящие к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также к уступке права требования третьим лицам) и пункта 3 постановления судебного пристава-исполнителя Бабушкинского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Бурьянова М.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 14.03.2017 по исполнительному производству N 58390/16/77029-ИП.

В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтажпоставка" (далее - общество "Спецмонтажпоставка"), общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Покровский" (далее - банк), государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение "Московский образовательный комплекс ЗАПАД" (далее - ГПБОУ "Московский образовательный комплекс ЗАПАД"), государственное профессиональное бюджетное учреждение "Образовательный комплекс дизайна технологий" (далее - ГПБОУ "Образовательный комплекс дизайна технологий").

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017, требования департамента удовлетворены.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018 принятые по делу судебные акты отменены, в удовлетворении заявления департаменту отказано.

В надзорной жалобе заявитель (департамент), ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить определение Судебной коллегии от 28.03.2018.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 308.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора предусмотрены статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относится нарушение обжалуемым судебным постановлением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Изучив изложенные в надзорной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации не находит таких оснований.

Как установлено судами, согласно оспариваемому акту судебного пристава в целях исполнения взыскания в пользу банка по исполнительному производству N 8390/16/77029-ИП приняты меры принудительного исполнения, в том числе наложен арест на право требования должника - общества "Спецмонтажпоставка", подтвержденное вступившим в законную силу судебным актом по другому делу в отношении ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий". Департаменту, как финансовому органу ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий", предписан запрет исполнения присужденного на основании указанного выше права требования.

Между департаментом и обществом "Спецмонтажпоставка" договорных правоотношений не имеется.

На основе вышеуказанных фактов суды пришли к выводу о том, что в нарушение требований статьи 83 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оспариваемым постановлением наложен арест на дебиторскую задолженность, состоящий в объявлении запрета на совершение действий не должником и дебитором, а иным лицом, не имеющим отношения к исполнительному производству N 8390/16/77029-ИП (в оспариваемой части постановления судебного пристава-исполнителя).

В отношении запрета департаменту перечислять денежные средства по исполнительному документу, выданному по делу N А40-85385/2016, суды указали на то, что указанный запрет вступает в противоречие со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а судебный пристав-исполнитель должен был руководствоваться статьей 324 названного Кодекса при вынесении оспариваемого постановления.

Отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая в удовлетворении заявления департамента, Судебная коллегия руководствовалась положениями статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", статьи 48, части 1 статьи 68, статей 76, 80 Закона N 229-ФЗ, и исходила из того, что оспариваемым постановлением судебный пристав принял меры, направленные на обеспечение исполнения судебного акта, которые по сути своей в комплексе являются арестом в целях обеспечения исполнения исполнительного документа. Однако в силу такой особенности спорных отношений как распоряжение имуществом должника - бюджетного учреждения через третье лицо (департамент), постановление об обеспечительных мерах содержит специальный запрет в отношении департамента в целях фактического исполнения ареста. Данное указание обусловлено правовым статусом департамента как лица, непосредственно исполняющего требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Основанный на нормах Положения о департаменте финансов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" специальный статус департамента как лица, непосредственно исполняющего требования, содержащиеся в исполнительном документе по делу N А40-85385/2016 Арбитражного суда города Москвы, обусловил наличие в оспариваемом постановлении судебного пристава специальных указаний в отношении департамента, которые так же как и меры, адресованные должнику, направлены на обеспечение фактического исполнения судебного акта.

Вместе с тем применительно к исполнительному производству по делу N А40-203293/2015 Арбитражного суда города Москвы департамент обладает статусом лица, содействующего исполнению требований.

Принимая во внимание цели и задачи исполнительного производства, Закон N 229-ФЗ закрепляет право судебного пристава-исполнителя привлекать к участию в исполнительном производстве лиц, правовой статус которых позволяет судить о наделении их со стороны государства особыми полномочиями, в тех случаях, когда реализация таких полномочий способна оказать существенное влияние на ход исполнительного производства, содействовать исполнению требований, являющихся предметом исполнительного производства.

Судебная коллегия не усмотрела нарушения прав и законных интересов департамента в настоящем случае, поскольку оспариваемое постановление от 14.03.2017 не создает препятствий для осуществления департаментом своей деятельности, предусмотренной соответствующими нормативными актами, а лишь накладывает запрет на совершение ряда действий по распоряжению имуществом третьих лиц.

На основании изложенного Судебная коллегия пришла к правомерному выводу о том, что вопреки доводам заявителя, судебный пристав-исполнитель не создал коллизию исполнения судебных актов, а установил в соответствии с судебными актами по делу N А40-203293/2015 иное лицо, которое вправе претендовать на фактическое получение права собственности на денежные средства, взысканные по делу N А40-85385/2016 с ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий", в связи с чем обеспечительные меры, принятые судебным приставом-исполнителем, носят соразмерный характер с учетом отношений, имеющихся между сторонами настоящего дела.

Выводы Судебной коллегии соответствуют сложившейся практике разрешения аналогичных споров и направлены на соблюдение права взыскателя (банка) на исполнение судебного акта должником (обществом "Спецмонтажпоставка") через 3-е лицо, которое в свою очередь имеет задолженность перед должником.

Нарушений прав подателя жалобы, а также неправильного применения Судебной коллегией при рассмотрении дела норм материального и процессуального права не имеется.

Возражения заявителя, изложенные в надзорной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 308.4 и 308.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать Департаменту финансов города Москвы в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Г.Г.КИРЕЙКОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления