Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 310-ЭС16-9217 по делу N А84-1412/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2017 г. N 310-ЭС16-9217

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационные жалобы Правительства Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2016, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2017

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) о признании незаконным отказа Правительства Севастополя в лице Департамента от 08.05.2015 N 887 в заключении договора аренды земельного участка и обязании Департамента заключить договор аренды земельного участка площадью 1,86 га, который является частью земельного участка "Г" площадью 11,7232 га кадастровый номер 85 364 000 00:01:002:0038.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жилищно-строительный кооператив "Возрождение", общество с ограниченной ответственностью "Крымстрой-мастер", Правительство Севастополя и Департамент архитектуры и градостроительства.

Определением суда от 30.10.2015 производство по делу части требований о признании незаконным отказа Правительства Севастополя в лице Департамента от 08.05.2015 N 887 о заключении договора аренды земельного участка прекращено в связи с отказом Общества от требований в указанной части.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 требования Общества удовлетворены в части возложения обязанности на Департамент заключить договор аренды земельного участка на условиях, изложенных в резолютивной части данного решения.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 решение суда первой инстанции от 10.11.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.05.2016 решение суда первой инстанции от 10.11.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.02.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.

При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2017, заявленные требования удовлетворены в части возложения обязанности на Департамент заключить с Обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 85 364 000 00:01:002:0038 на условиях, изложенных в резолютивной части решения суда.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалоб заявители указывает, что не согласны с выводами судов относительно квалификации правоотношений, возникших между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации и ООО "НПП "Энергоресурс" вследствие заключения договора N 11-юр-07 от 31.07.2007; определения и квалификации правовой природы договора N 11-юр-07 от 31.07.2007; наличия правовых оснований для применения положений частей 7, 8 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя"; пункта 6 статьи 22, подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6, пункта 6 статьи 39.14, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для возложения на Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя обязанности по заключению с ООО "НПП Энергоресурс" договора аренды земельного участка площадью 1,86 га.

Суды выборочно, как полагают заявители, оценили условия договора аренды N 11-юр-07 от 31.07.2007 без оценки условий договора аренды земельного участка от 12.12.2005.

По смыслу статьи 9 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" к спорным правоотношениям, возникшим до 188.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения правоотношений.

Нормы указанного Федерального конституционного закона не имеют обратного действия; правоотношения, возникающие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.

Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен 12.12.2005 и договор N 11-юр-07 заключен 31.07.2007 в период действия на территории Севастополя законодательства Украины к правоотношениям, возникшим из указанных договоров подлежат нормы материального права Украины.

В соответствии с частью 1 статьи 124 Земельного кодекса Украины передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления путем заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии с законодательством Украины управление и распоряжение земельными участками коммунальной собственности от имени территориальной громады города Севастополя осуществлял исключительно Севастопольский городской Совет как орган местного самоуправления на основании принятого им решения на пленарном заседании-сессии.

Учитывая, что в силу положений части 3 статьи 760, части 1, 2 статьи 792 Гражданского кодекса Украины найм (аренда) земельного участка и правоотношения по найму (аренде) земельного участка регулируются Земельным кодексом Украины, Законом Украины "Об аренде земли", то применение арбитражными судами для определения и квалификации правовой природы договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, и правоотношений между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации и ООО "НПП "Энергостройресурс" общих положений законодательства Украины о найме (аренде), содержащихся в статьях 762, 765, 774 Параграфа 1 "Общие положения о найме (аренде)" Гражданского кодекса Украины, являются неправильными.

Исходя из положений Земельного кодекса Украины и Закона Украины "Об аренде земли", по правовой природе договор "11-юр-07 от 31.07.2007 не является ни договором аренды, ни договором субаренды земельного участка, так как не содержит законодательно установленных существенных условий для таких договоров, ООО "Энергостройресурс" вследствие заключения договора N 11-юр-07 от 31.07.2007 не приобрело и не могло приобрести правового статуса стороны договора аренды земельного участка

Сам факт передачи застройщику ООО "НПП "Энергостройресурс" земельного участка под застройку не может свидетельствовать о возникновении между сторонами договора N 11-юр-07 от 31.07.2007 иных правоотношений - аренды земельного участка, поскольку согласие на застройку земельного участка предоставлялось Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации в соответствии со статьей 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий".

Закон Украины "О планировании и за стройке территорий" регулирует специальные правоотношения о предоставлении права на застройку земельного участка и не регулирует земельные правоотношения, в том числе по предоставлению физическим и юридическим лицам в аренду земельного участка. Выводы судов о том, что фактически условия договора 11-юр-07 от 31.07.2007 содержат в себе условия о предоставлении ООО "НПП "Энергостройресурс" за плату в пользование спорного земельного участка, являются неверными.

По мнению заявителей, договор N 11-юр-07 от 31.07.2007 по своей правовой природе является смешанным, содержащим элементы договора простого товарищества, инвестиционной деятельности и строительного подряда, к его условиям не могут быть применены положения частей 7, 8, 9 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6, пункта 6 статьи 39.14, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления земельных участков без торгов под объектами капитального строительства, так как данные нормы являются общими по отношению к специальным правовым нормам - части 1 статьи 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики и города федерального значения", статье 3.2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 274-ПП "Об утверждении порядка предоставления земельных участков под объектами капитального строительства, возведенными на основании гражданско-правовых договоров с правообладателями земельных участков, заключенных до 18 марта 2014 года".

Судами не дано оценки тому обстоятельству, что ООО "НПП Энергостройресурс" претендует на предоставление в аренду земельного участка, без достаточного обоснования его размера, необходимого для завершения строительства.

Заявители находят ошибочными выводы судов о том, что Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя является правопреемником по отношению к Управлению капитального строительства городской государственной администрации по договору N 11-юр-07 от 31.07.2007.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя также указал на необходимость применения норм материального права Украины, учитывая, что договоры заключены 12.12.2005 и 31.07.2007. Судами, по мнению Департамента не учтено, что срок действия разрешения на выполнение строительных работ истек 31.06.2009.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и Управлением капитального строительства городской государственной администрации (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.12.2005, в соответствии с п. п. 1.1, 2.1 которого, Арендодатель в соответствии с Решением Севастопольского городского Совета N 2422 от 20.10.2005 и N 4091 от 30.11.2005 предоставляет, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для строительства и обслуживания (первой очереди строительства) микрорайона "Омега-2А" - многоэтажных жилых домов, школы-коллегиума и парка отдыха с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится в г. Севастополе общей площадью 17,0478 га (далее - договор аренды).

Договор, согласно пункту 3.1, заключен сроком на 10 лет.

Пунктом 10.1 договора аренды предусмотрена обязанность Арендатора провести конкурс застройщиков с целью заключения договоров на наиболее выгодных условиях для города Севастополя.

Данный договор зарегистрирован 19.12.2005 в книге регистрации договоров аренды земли под N 0405659.

Между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации (далее - Сторона-1) и ООО "НПП "Энергостройресурс" (далее - Сторона-2) по результатам проведенного конкурса по отбору застройщиков 31.07.2007 заключен договор N 11-юр-07 (далее - договор).

Стороны договорились направлять свои силы на реализацию проекта, связанного со строительством на земельном участке, определенном в п. 1.2. настоящего договора (в дальнейшем - земельный участок), строительство многоэтажного жилого дома - корпус 14 и 15 (далее - объект), вводом его в эксплуатацию и передачей объектов инвестирования в этом объекте в собственность юридическим и физическим лицам.

Сторона-2 обязана организовать и осуществить выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав и полномочий таким образом, чтобы обеспечить: передачу Стороне-1 квартир общей площадью 2% от общей площади всех квартир в объекте, конкретные квартиры, подлежащие передаче Стороне-1 определяются по соглашению Сторон после ввода объекта в эксплуатацию; участие в создании инженерно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя в соответствии с решением Севастопольского городского Совета N 1429 от 22.10.2013 "О нормах долевого участия (взносов) застройщиков в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" (п. 2.9 договора).

Согласно пункту 5.1 договора, договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по договору.

Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации (далее - УКС СГГА) дало удостоверенное 30.01.2010 частным нотариусом согласие на строительство ООО "НПП "Энергостройресурс" многоквартирного жилого дома - корпуса 14 и 15-1 очередь строительства на земельном участке площадью: 1,86 га по тому же адресу.

Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе 08.02.2008 осуществлена перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ ООО "НПП "Энергостройресурс" от 24.12.2007 N 1348, сроком действия разрешения до 31.06.2009.

В настоящее время ООО "НПП "Энергостройресурс" находится в процедуре банкротства и согласно определению Хозяйственного суда города Севастополя от 28.08.2014 по делу N 5020-9/140-10/322-РФ в отношении ООО "НПП "Энергостройресурс" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим утверждена Черникова Ю.В.

В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 22.07.2015 N 606-РП Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации передало по договору цессии от 29.07.2015 Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя право требования по вышеуказанному договору N 11-юр-07 от 31.07.2007 в полном объеме.

В соответствии с указанным распоряжением и договором уступки права требования (цессии) от 29.07.2015, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя и ООО "НПП "Энергостройресурс" 29.07.2015 заключили дополнительное соглашение N 2 к договору N 11-юр-07 от 31.07.2007, согласно которому в п. 8.5 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, Стороной-1 следует считать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Ссылаясь на статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001, пункты 6, 7 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и указывая, что Правительство Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям, являясь лицом, осуществляющим правомочия собственника относительно земель государственной формы собственности города федерального значения Севастополя, уклоняется от заключения договора аренды земельного участка, что для последнего является обязательным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

В силу статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены в Законе города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).

Указанным Законом N 46-ЗС также регламентированы вопросы, связанные с видами вещных и обязательственных прав, существовавших у граждан и юридических лиц в отношении имущества до 24.03.2014 применительно к законодательству Российской Федерации.

Судами сделан правильный вывод о том, что поскольку договор N 11-юр-07 заключен 31.07.2007 в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины в части оценки договоров, а в части оценки наличия или отсутствия оснований для заключения договора аренды земли - законодательство Российской Федерации и города Севастополя.

Оценив условия договоров, суды пришли к выводам о том, что стороны фактически вступили в правоотношения, предусмотренные параграфом 1 главы 77 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент заключения договора о совместной деятельности.

Из условий договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, предусмотренных пунктами 1.1., 1.2., 2.7., 3.2., 5.1. следует, что земельный участок предоставляется застройщику на период строительства.

УКС СГГА получено от Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля разрешение на выполнение строительных работ N 1348 от 24.12.2007, согласно договора аренды земельного участка, рег. УЗР N 00045 от 19.12.2005 для выполнения строительных работ по строительству жилых домов первой очереди строительства микрорайона "Омега-2А", первый пусковой комплекс, корпус 14В.

Согласно пункту 2.4 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007 Сторона-1 передает Стороне-2 необходимые исходные документы на строительство объекта - решение Госархстройконтроля г. Севастополя на выполнение строительных работ, копию действующих технических условий для подключения ко всем инженерным сетям и коммуникациям.

Подпунктом 8 пункта 3.2 указанного договора установлена обязанность стороны-2 производить в пользу стороны-1 платежи за аренду земельного участка.

По акту приема-передачи земельного участка для производства строительных работ от 10.04.2008 УКС СГГА передал ООО "НПП "Энергостройресурс" земельный участок площадью 1,86 га, кадастровый номер: 85 364 000 00:01:002:0038. ООО "НПП "Энергостройресурс" на основании договора 11-юр-07 от 31.07.2007 осуществлены работы по выносу в натуре земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома.

Требования Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (правопреемника УКС СГГА по договору N 11-юр-07 от 31.07.2007) к ООО "НПП "Энергостройресурс" в связи с арендой земельного участка включены в реестр требований о передаче жилых помещений определением от 15.10.2015 по делу А84-1142/2014-2% общей площади всех квартир в корпусе N 14-В первой очереди строительства в микрорайоне "Омега-2А" г. Севастополя, что составляет 79,77 кв. м, в денежном выражении 2 393 100 руб., в реестр требований кредиторов определением от 15.10.2015 по делу А84-1142/2014 - в размере 306 466 руб. 47 коп.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически условия договора 11-юр-07 от 31.07.2007 содержат в себе, в том числе, условия о предоставлении ООО "НПП "Энергостройресурс" за плату в пользование спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 762 ГК Украины за пользование имуществом с нанимателя взыскивается плата, размер которой устанавливается договором найма.

ООО "НПП "Энергостройресурс являлось застройщиком земельного участка, согласно договору 11-юр-07 от 31.07.2007 и разрешениям на строительство, в соответствии с законодательством Украины.

Законодательством Украины установлены особенности пользования земельным участком при предоставлении его застройщику при запланированной органами власти застройке земельного участка.

Первичным является выбор застройщика в установленном порядке (статья 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий"), который как установили суды, был соблюден органами власти (представительным органом власти делегированы полномочия соответствующему исполнительному органу власти по выбору застройщика на конкурсной основе; земельный участок предоставлен для застройки по договору N 11-юр-07 от 31.07.2007; выбранному застройщику исполнительным органом власти выдано нотариальное согласие на застройку; застройщику выданы необходимые разрешения на строительство).

Учитывая, что истец как официальный застройщик земельного участка, обладающий необходимыми разрешениями на строительство, являлся законным пользователем спорного земельного участка, суды пришли к выводу, что в силу приведенных положений пункта 8 статьи 3 Закона N 46-З, вправе рассчитывать на легализацию своего права пользования земельным участком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На момент обращения ООО "НПП "Энергостройресурс" с иском в суд указанный договор аренды земельного участка от 12.12.2005 являлся действующим.

Принимая во внимание, что определением суда от 21.04.2016 по делу А84-1142/2014 признано право собственности ООО "НПП "Энергостройресурс" на объект незавершенного строительства, возведенного в соответствии с разрешением на выполнение строительных работ от 24.12.2007 N 1348, выданным Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля по выполнению работ по "строительству жилых домов 1-й очереди строительства микрорайона "Омега-2А" в г. Севастополе, расположенным в г. Севастополе, в микрорайоне "Омега2А" на части земельного участка "Г" с кадастровым номером: 85364000 00:01:002:0038, новый кадастровый номер 91:02:001002:872, суды пришли к правильными выводам о наличии права у истца обратиться к собственнику земельного участка с требованием о заключении договора аренды по основаниям, установленным земельным законодательством Российской Федерации, а именно - пункта 6 статьи 22, подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6, пункта 6 статьи 39.14, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Исходя из пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разъяснений пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды указали, что поскольку продление сроков аренды для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства не предполагает необходимости заключения сделок в отношении объекта незавершенного строительства - регистрация указанного объекта не обязательна.

Доводы заявителей жалоб не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационных жалоб Правительства Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления