ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 июня 2017 г. N 310-ЭС17-5742
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Еркина Александра Ивановича, Коробова Сергея Александровича, Рудикова Виктора Александровича, Нечкина Владимира Павловича, Овчарова Германа Кузьмича, Садртдинова Диаса Суфияновича и Сергеева Бориса Августовича на решение и определение Арбитражного суда Белгородской области от 05.08.2016 (судья Пономарева О.И.), постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 (судьи Кораблева Г.Н., Сурненков А.А., Маховая Е.В.) и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2017 (судьи Гладышева Е.В., Бутченко Ю.В., Нарусов М.М.) по делу N А08-2208/2016,
Еркин А.И., Коробов С.А., Рудиков В.А., Нечкин В.П., Овчаров Г.К., Садртдинов Д.С., Сергеев Б.А., Тогобицкая Л.И. обратились в Арбитражный суд Белгородской области к акционерному обществу "Оскольский электрометаллургический "ОЭМК" (далее - АО "ОЭМК"), начальнику Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Боровику В.Ф. и начальнику межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области (далее - Инспекция) Кузнецовой А.Ф. с исковыми требованиями: о признании незаконной приватизации АО "ОЭМК"; возврате акционерам незаконно и необоснованно присвоенного имущества предприятия в виде акций и долей в имуществе; взыскании с АО "ОЭМК" компенсации за пользование чужими денежными средствами в размере средней ставки ЦБ РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура г. Старый Оскол и Правительство Российской Федерации.
Определением суда от 29.06.2016 произведена процессуальная замена ответчика - начальника Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Боровика Владимира Филипповича на заместителя Губернатора Белгородской области Боровика Владимира Филипповича.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 05.08.2016 производство по делу в части требований истцов к заместителю Губернатора Белгородской области Боровику В.Ф. и начальнику Инспекции Кузнецовой А.Ф. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.08.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2017, определение и решение от 05.08.2016 оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявители указывают на неправомерность выводов судебных инстанций, основанных об ошибочных суждениях, относительно правомерности осуществленной реорганизации.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителей, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, а также вступивших в законную силу судебных актов по делам N А08-2003/06-18, N А08-2543/2010, N А08-241/2012, N А08-7680/2012, N А08-1115/2013, N А08-5203/2014, N А08-6361/2014, N А08-2095/2015 и N А08-8816/2015, коллектив трудящихся государственного предприятия "Оскольский электрометаллургический комбинат" и Министерство черной металлургии СССР заключили договор аренды производственных фондов, жилого фонда, объектов соцкультбыта и других основных фондов, оборотных средств с правом выкупа со сроком действия договора с 01.01.1989 на 7 лет.
Концерн "Спецсталь" Министерства металлургии СССР и коллектив предприятия "Оскольский электрометаллургический комбинат" заключили договор аренды производственных и основных фондов и оборотных средств с правом выкупа со сроком его действия с 01.01.1991 по 31.12.1995.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Государственной программой приватизации на 1992 год, Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О реорганизации арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду" подготовлен план приватизации "Оскольского электрометаллургического комбината", который 18.01.1993 утвержден Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Белгородской области.
Планом приватизации стоимость государственного имущества, подлежащего выкупу, определена в сумме 1 563 989 000 рублей.
По договору купли-продажи от 03.02.1993 Фонд государственного имущества Белгородской области продал, а коллектив арендного предприятия "Оскольский электрометаллургический комбинат" купил арендованное имущество на сумму 1 563 989 000 рублей.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230, Закона Российской Федерации от 25.12.1990 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятие "Оскольский электрометаллургический комбинат" преобразовано в акционерное общество открытого типа "ОЭМК", зарегистрированное постановлением главы Администрации г. Старый Оскол от 29.04.1993 N 751.
С даты регистрации акционерного общества действие договора аренды прекратилось и арендное предприятие "Оскольский электрометаллургический комбинат" считается преобразованным в АООТ "ОЭМК".
Вышеуказанными судебными актами установлено, что истцы с момента приобретения в собственность акций АООТ "ОЭМК" утратили право на долю в коллективной собственности трудового коллектива арендного предприятия "Оскольский электрометаллургический комбинат" и приобрели права акционеров созданного акционерного общества, указанные в уставе общества, а с введением в действие Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и права, указанные в названном законе.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд отказал в удовлетворении требований, так как требования истцов о признании за ними права собственности на доли имущества АО "ОЭМК", то есть фактически на часть имущества, образующего уставной капитал и принадлежащее обществу, неправомерны.
Как верно указали суды, с момента передачи истцами принадлежащего им имущества в уставной капитал общества они утратили какие-либо права в отношении этого имущества, но приобрели обязательственные права в отношении общества, которые удостоверяются акциями последнего.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делам N А08-154/2008-30, N А08-155/08-30, N А08-167/08-30, N А08-523/08-3, N А08-2553/08-30-29-30, N А40-70882/08-137-688, N А40-88182/08-100-775, N А40-89662/08-137-822, N А40-122207/08-131-417, N А08-2210/2010-30 установлена правомерность направления ЗАО "Газметалл" миноритарным акционерам АО "ОЭМК" требования о выкупе акций, а также соответствие действовавшему в спорный период законодательству процедуры выкупа акций АО "ОЭМК" у названных акционеров.
Также судами учтено, что АО "ОЭМК" состоит из единственного акционера - ЗАО "Газметалл", и истцы не имеют права собственности на доли в имуществе ОАО "ОЭМК", так как не являются акционерами последнего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока исковой давности, суды руководствовались положениями статьи 196, части 2 статей 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на то, что истцы обратились с рассматриваемым иском 07.04.2016. При этом заявители непосредственно участвовали в приватизации комбината, были акционерами предприятия, с 2006 года оспаривали в арбитражных судах результаты акционирования, в связи с чем должны были знать о спорных обстоятельствах.
Частично прекращая производство по делу, суды констатировали, что требования предъявленные к должностным лицам подлежат рассмотрению по правилам статьи 24 АПК РФ; истцы не конкретизировали предмет исковых требований и не обосновали нарушение ответчиками их прав и законных интересов; не указали какие именно действия Заместителя Губернатора Белгородской области Боровика В.Ф. и начальника Инспекции Кузнецовой А.Ф. оспаривают, каким образом эти действия не соответствуют законодательству и как они нарушают корпоративные права истцов.
Доводы, приведенные заявителем, не опровергают выводов судебных инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
отказать в передаче кассационной жалобы Еркина Александра Ивановича, Коробова Сергея Александровича, Рудикова Виктора Александровича, Нечкина Владимира Павловича, Овчарова Германа Кузьмича, Садртдинова Диаса Суфияновича и Сергеева Бориса Августовича для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------