Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.04.2018 N 46-АПГ18-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 апреля 2018 г. N 46-АПГ18-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.

судей Калининой Л.А., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кехмана Б.А. о признании недействующими приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19 сентября 2016 г. N 224 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", приказа от 8 ноября 2016 г. N 290 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" с изменениями, внесенными приказом от 23 мая 2017 г. N 133, об обязании Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принять новый приказ об установлении тарифов, а также по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства от 8 ноября 2016 г. N 290 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" с изменениями, внесенными приказом от 23 мая 2017 г. N 133, по апелляционным жалобам Кехмана Б.А. и общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" на решение Самарского областного суда от 20 ноября 2017 г., которым в удовлетворении заявленных требований Кехмана Б.А. и общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" Неткачевой М.А., Станкевича А.В., представителей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Мокшина Ю.А., Никитиной О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Кехман Б.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19 сентября 2016 г. N 224 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - приказ от 19 сентября 2016 г. N 224), приказа от 8 ноября 2016 г. N 290 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - приказ от 8 ноября 2016 г. N 290) с изменениями, внесенными приказом от 23 мая 2017 г. N 133, а также об обязании Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принять новый приказ об установлении тарифов.

В обоснование заявленных требований Кехман Б.А. указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги Российской Федерации" и нарушает его права и законные интересы как потребителя услуг общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы".

Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС") обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 8 ноября 2016 года N 290 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Самарские коммунальные системы" от 23 мая 2017 г. N 133 (далее - приказ от 23 мая 2017 г. N 133).

Заявленное требование общество мотивировало тем, что тарифы, установленные оспариваемым нормативным актом, являются экономически необоснованными, поскольку при их установлении орган регулирования исключил только необоснованно полученные доходы без учета недополученных доходов, а также расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, экономически обоснованных расходов и экономию средств.

Определением суда от 18 июля 2017 года Кехману Б.А. отказано в принятии административного искового заявления в части требования о признании недействующим приказа от 19 сентября 2016 года N 224 в связи с признанием его утратившим силу.

Определением суда административные дела по административным искам Кехмана Б.А. и ООО "СКС" объединены в одно производство.

Решением Самарского областного суда от 20 ноября 2017 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.

Не согласившись с решением суда, Кехман Б.А. и ООО "СКС" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.

Относительно апелляционных жалоб Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Федеральная антимонопольная служба представили возражения и пояснения.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Кехман Б.А., Федеральная антимонопольная служба, Администрация городского округа Самара, прокуратура Самарской области в судебное заседание не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений и возражений на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В целях реализации вышеуказанного Закона Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 и пунктом 78 Основ ценообразования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "СКС", оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования г.о. Самара.

Первоначально тарифы на водоснабжение и водоотведение для ООО "СКС" на долгосрочный период регулирования с 2015 по 2021 годы были установлены приказом Министерства экономики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) от 22 ноября 2014 г. N 385.

В результате рассмотрения разногласий приказами Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 29 июня 2016 г. N 825/16, 826/16 Министерству предписано произвести корректировку необходимой валовой выручки, снизить расчетный полезный отпуск воды до объема отводимых сточных вод и изменить тарифы ООО "СКС" на питьевую воду и водоотведение, установленные на 2016 год приказом Министерства от 22 ноября 2014 г. N 385, в сторону увеличения.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о водоснабжении и водоотведении решения ФАС России по результатам рассмотрения разногласий являются обязательными для исполнения органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Во исполнение предписания ФАС России, приказом Министерства от 19 сентября 2016 г. N 224 тарифы для ООО "СКС" установлены с дополнительным ростом на питьевую воду в размере 106,28% (рост к тарифу, действовавшему в декабре 2015 для населения - 115,13%; для прочих - 109,10%); на водоотведение 118,33% (рост к тарифу, действовавшему в декабре 2015 для всех групп потребителей - 131,63%).

Приказом Министерства от 8 ноября 2016 г. N 290 в связи с корректировкой долгосрочных тарифов на 2017 - 2021 годы для ООО "СКС" установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования согласно приложению 1 к настоящему приказу с разбивкой по годам, а также определены долгосрочные параметры регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Корректировка тарифов ООО "СКС" на 2017 год проводилась также с учетом приказов ФАС России N 825/16, 826/16.

Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-197007/16 от 29 декабря 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г., названные приказы ФАС России признаны незаконными.

Данное обстоятельство явилось основанием для подготовки 19 мая 2017 г. экспертами органа регулирования экспертных заключений по расчету тарифов на питьевую воду и на водоотведение на 2017 - 2021 годы методом индексации.

Приказом Министерства от 23 мая 2017 г. N 133 с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. ООО "СКС" установлены тарифы на питьевую воду в размере 22,63 руб., на водоотведение - 12,00 руб., с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. 22,63 руб. на питьевую воду и 12,00 руб. на водоотведение, с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. 24,37 руб. на питьевую воду и 12,49 руб. на водоотведение, с 1 июля 2019 г. по 30 июня 2019 г. 24,37 руб. на питьевую воду и 12,49 руб. на водоотведение, с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. 25,95 руб. на питьевую воду и 13,21 руб. на водоотведение с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. 25,95 руб. на питьевую воду и 13,21 руб. на водоотведение, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. 27,64 руб. на питьевую воду и 14,44 руб. на водоотведение, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. 27,64 руб. на питьевую воду и 14,44 руб. на водоотведение, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. 28,81 руб. на питьевую воду и 16,58 руб. на водоотведение. Этим же приказом установлены долгосрочные параметры регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "СКС", в том числе определен нормативный уровень прибыли на водоснабжение на 2015 год в размере 8,6%, на 2016 год - 6,0%, 2017 год - 8,2%; на 2018 год - 11,4%, на 2019 год - 13,4%, на 2020 год - 15,5%, на 2021 год - 17,8%; на водоотведение; 2015 год - 9,7%, 2016 год - 12,2%, 2017 год - 16,5%, 2018 год - 18,7%, 2019 год - 23,7%, 2020 год - 28,9%, 2021 год - 42,6%.

С учетом подпункта "а" пункта 16 Основ ценообразования приказ Министерства от 23 мая 2017 г. N 133 принят с целью исключения избыточного дохода ООО "СКС" от применения завышенных тарифов, установленных с 1 октября 2016 г. во исполнение признанных незаконными приказов ФАС России, в размере 134 413,00 тыс. руб. по водоснабжению и 156 094,97 тыс. руб. по водоотведению.

С целью сглаживания роста тарифов в 2018 году избыточно полученные средства по питьевой воде учитываются следующим образом: 50 000,00 тыс. руб. - из НВВ 2017 года и 84 149,44 тыс. руб. - из НВВ 2018 года. По водоотведению: 99 000,00 тыс. руб. из НВВ 2017 года, 40 000,00 тыс. руб. из НВВ 2018 года, 47 222,45 тыс. руб. из НВВ 2019 года.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил регулирования тарифов тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов.

Таким образом, учитывая, что приказ Министерства от 23 мая 2017 г. N 133 о внесении изменений в приказ от 8 ноября 2016 г. N 290 принят во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы и с целью приведением ранее принятого решения в соответствие с законодательством Российской Федерации, что согласуется с подпунктом "а" пункта 9 Правил регулирования тарифов, доводы общества об отсутствии у органа регулирования тарифов предусмотренных законом оснований для досрочного пересмотра тарифов являются несостоятельными.

При рассмотрении доводов общества о неправильном учете при расчете тарифов выпадающих расходов и недополученных доходов за 2015 год судом установлено следующее.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Согласно экспертному заключению при определении необходимой валовой выручки и расчете тарифов для ООО "СКС" с 1 июля 2017 г. органом регулирования учтены выпадающие расходы и недополученные доходы за 2015 год в размере 12 873,97 тыс. руб. по водоснабжению и 94 063,46 тыс. руб. по водоотведению, как документально подтвержденные.

Суммы названных расходов и доходов, не учтенные органом регулирования при корректировке тарифов на 2017 год при их подтверждении подлежат учету в следующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования.

Основания для пересмотра долгосрочных параметров в течение долгосрочного периода регулирования предусмотрены пунктом 33 Основ ценообразования.

Согласно материалам дела расходы по статье "Недополученные доходы" за 2014 год в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг учитывались Министерством при вынесении приказов от 19 сентября 2016 г. и от 8 ноября 2016 г. N 290 согласно предписаниям ФАС России.

В связи с отменой приказов ФАС России от 29 июня 2016 г. N 825/16, 826/16 решением Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2016 г. указанные расходы были исключены органом регулирования из расчета тарифов.

Приказом Министерства от 23 мая 2017 г. N 133 изменен долгосрочный параметр регулирования - нормативный уровень прибыли.

В силу пункта 74 Основ ценообразования установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 86 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемую на основе утвержденных инвестиционных программ; величину иных экономически обоснованных расходов на социальные нужды, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Нормативная прибыль рассчитывалась по формуле, составляющей которой являлся показатель нормативного уровня прибыли, определенный органом регулирования тарифов.

При определении нормативного уровня прибыли учитывались расходы, предусмотренные пунктом 31 Методических указаний N 1746-э, в том числе прибыль, остающаяся в распоряжении регулируемой организации, в размере не менее 3 процентов текущих расходов.

При утверждении приказа от 22 ноября 2014 г. N 385 нормативный уровень прибыли рассчитывался с учетом величины расходов на капитальные вложения (инвестиции), утвержденные с учетом соглашения об условиях осуществления ООО "СКС" регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, и расчетной предпринимательской прибыли, и составил 11,% в сфере водоснабжения и 16,9% в сфере водоотведения.

В результате внесения приказом ФСТ России от 24 ноября 2014 г. N 2054-э изменений в Методические указания N 1746-э расчетная предпринимательская прибыль исключена из состава нормативной прибыли.

Указанные выше долгосрочные параметры регулирования в том же размере учтены при принятии приказа от 19 сентября 2016 г. N 224, то есть позже вступления в силу с 9 января 2015 г. новой редакции Методических указаний N 1746-э, предусматривающей исключение расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации из нормативной прибыли и учет ее в качестве самостоятельной статьи расходов в соответствии с Основами ценообразования.

При установлении тарифов на 2017 год органом регулирования при корректировке учтена нормативная прибыль и расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации. Нормативный уровень прибыли скорректирован органом регулирования с учетом изменений законодательства и в соответствии с заявлением регулируемой организации.

Таким образом, изменение единственного долгосрочного параметра обусловлено необходимостью приведения ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с действующим законодательством.

Доводы Кехмана Б.А. о завышении размера тарифов судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными, поскольку при определении размера тарифа органом регулирования учитывались фактические значения расходов с использованием данных бухгалтерской и статистической отчетности организации, а также данные полученные по результатам мероприятий по контролю, с соблюдением пунктов 4, 5 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Нарушений требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги Российской Федерации" не установлено.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Самарского областного суда 20 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Кехмана Бориса Абрамовича и общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления