Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2020 N 301-ЭС20-19005 по делу N А82-14879/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 декабря 2020 г. N 301-ЭС20-19005

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2019, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2020 по делу N А82-14879/2019,

установил:

департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к публичному акционерному обществу "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее - Общество) о взыскании 49 154 рублей 31 копейки задолженности по арендной плате за 2016 - 2017 годы в рамках договора аренды лесного участка от 01.08.2016 N 27.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2020, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что исковые требования Департамента направлены на одностороннее изменение условий договора аренды; удовлетворяя исковые требования суды не применили положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заключая договор, стороны пришли к соглашению относительно размера арендной платы. Каких-либо возражений в указанной части договора со стороны Департамента не заявлялось.

Согласно пункту 5 договора расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 3 к договору.

Приложением N 3 к договору установлено, что расчет размера арендной платы при использовании лесного участка для строительства линейного объекта произведен на основании ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление N 310), с учетом коэффициентов индексации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947.

Согласно Таблицы N 16, утвержденной постановлением N 310, установлены следующие ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Ярославской области, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов:

- хвойные - 2 366,84 руб. за гектар в год,

- твердолиственные - 4 397,70 руб. за гектар в год,

- мягколиственные - 2 247 руб. за гектар в год.

Согласно отраслевому классификатору, утвержденному 17.06.1983 Государственным Комитетом СССР, сосна относится к группе хвойных пород деревьев, береза и ольха серая - к группе мягколиственных пород.

В расчете арендной платы для лесных участков с характеристиками 8 С2Б, 4С3Е3Б, 8Б1С1Е, 3С3Е3) С1Б использована ставка 4 397,70 руб. за гектар в год, установленная постановлением N 310 для твердолиственных деревьев.

Вместе с тем, как отмечалось выше, из приложения N 2 к договору следует, что на территории арендуемого лесного участка произрастают только деревья хвойной или мягколиственной породы.

Таким образом, применение при расчете арендной платы за использование лесного участка ставки для твердолиственной породы, существенно превышающей ставки для иных пород деревьев, являются необоснованным.

Из приложения N 2 к договору следует, что из общей площади лесного участка 3 3034 га лесными насаждениями занято 2,9034 га, нелесные земли занимают 0,4 га, при этом лесные культуры, лесные питомники и плантации на спорном земельном участке отсутствуют.

Ссылка Департамента на таксационное описание пригородного участкового лесничества ГКУ ЯО "Ярославское лесничество" является несостоятельной, поскольку указанный документ не обладает признаками нормативного правового акта.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Департамент (арендодатель) и открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (арендатор) 01.08.2016 заключили договор аренды лесного участка N 27.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. В аренду передан лесной участок площадью 3,3034 гектара - части выделов 1, 2, 7, 8, 15, 16 и 23 квартала 78 Пригородного участкового лесничества ГКУ Ярославской области "Ярославское лесничество", с кадастровым номером 76:17:000000:93/35 (в государственном лесном реестре - номер 76-01/23-127/2005-7). Цель лесопользования - строительство линейного объекта (подземного газопровода отвода для обеспечения сжиженным газом оборудования Общества и сопутствующей волоконно-оптической связи, подземного исполнения). Схема расположения лесного участка и его характеристики указаны в приложениях 1 и 2 к договору аренды; объемы лесопользования согласованы в приложении 3. Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи.

В силу пункта 5 договора арендная плата определяется согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основании минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приведен в приложении 3 к договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, установленных в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 договора арендатор вносит арендную плату в порядке, определенном в приложении 4 к договору.

Согласно расчету арендной платы (приложение 3 к договору) арендная плата в 2016 году составила 70 368 рублей 91 копейку в год, в 2017 году - 73 773 рубля 85 копеек в год.

В дополнительном соглашении от 14.11.2016 N 1 стороны согласовали изменение наименования арендатора на Общество и внесли изменения в приложение 4 к договору.

В ходе проверки (выборочной проверки) правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков Федеральное агентство лесного хозяйства установило неполучение в полном объеме денежных средств за 2016 и 2017 годы. Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.08.2018 N 26/2018. На основании этого акта Департаменту 25.10.2018 выдано предписание N 26/2018 об устранении выявленных нарушений.

Во исполнение выданного предписания Департамент произвел перерасчет арендной платы по спорному договору, в результате которого выявил наличие задолженности Общества по арендной плате за 2016 год - 10 062 рубля 86 копеек, за 2017 год - 39 091 рубль 45 копеек. В претензиях от 13.03.2019 N 66 и 10.04.2019 N 91 Департамент предложил в добровольном порядке погасить образовавшуюся задолженность. Указанное требование исполнено не было, что явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.

В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 Лесного кодекса).

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснил следующее.

При рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен (пункт 16).

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19).

Ставки платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.

В таблице N 16 определены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Для Ярославской области такие ставки определены в следующем размере, в зависимости от группы основных и неосновных древесных пород лесных насаждений:

хвойные - 2366 рублей 84 копейки за гектар в год;

твердолиственные - 4397 рублей 70 копеек за гектар в год;

мягколиственные - 2247 рублей за гектар в год.

При этом, к ставкам в отношении Ярославского муниципального района применяется коэффициент 1,5.

Согласно абзацу первому примечания 1 к этой таблице, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых постоянными лесосеменными участками, лесосеменными и маточными плантациями и лесными культурами (лесными насаждениями, созданными посевом или посадкой), применяется наибольший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с таксационным описанием Пригородного участкового лесничества 2014 года, утвержденного приказом Департамента от 19.02.2014 N 125, на арендуемом лесном участке расположены лесные культуры 1944, 1954 и 1979 годов посадки. Аналогичные сведения содержатся и в более позднем таксационном описании 2017 года. Таким образом, к спорному лесному участку в расчете истца был верно применен наибольший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - для выделов 7, 8, 15 и 16.

В отношении выдела 1 суды указали, что согласно проекту освоения лесов Общества от 2017 года на данном выделе не предусмотрено выполнение мероприятий по лесовосстановлению. Кроме того, таксационное описание указывает на то, что данный выдел является пастбищем.

Отклоняя довод заявителя о том, что таксационное описание лесного участка не является допустимым доказательством, суды правомерно сослались на статью 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления