Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2020 N 302-ЭС20-361 по делу N А58-11578/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 марта 2020 г. N 302-ЭС20-361

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.04.2019 по делу N А58-11578/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2019 по тому же делу

по заявлению администрации муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия) (далее - администрация Томпонского района, администрация) к министерству о признании недействительными в части предписания от 23.10.2018 N 16-1-19/1739 и приказа от 23.10.2018

N 01-04/1544 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия)",

установила:

решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.04.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2019, пункт 3 предписания министерства от 23.10.2018 N 16-1-19/1739 признан недействительным в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398 рублей 32 копеек; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864 рублей 48 копеек; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049 рублей 72 копеек. Приказ министерства от 23.10.2018 N 01-04/1544 признан недействительным в части взыскания субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398 рублей 32 копеек; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864 рублей 48 копеек; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049 рублей 72 копеек. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем возврата в бюджет муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия) денежных средств в размере 6 949 312 рублей 52 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) просит отменить указанные судебные акты в части, касающейся субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049 рублей 72 копеек. Министерство ссылается на существенное нарушение судами норм права и ошибочную оценку обстоятельств дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучение доводов кассационной жалобы применительно к содержанию судебных актов не свидетельствует о наличии оснований для их пересмотра.

Как следует из судебных актов, муниципальному образованию "Томпонский район" из бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 N 193 (далее также - Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, программа), предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по расселению многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу.

По соглашению от 28.11.2016 администрация передала свои полномочия по реализации указанных мероприятий и соответствующие бюджетные средства муниципальному образованию "Поселок Джебарики-Хая".

Министерство финансов Республики Саха (Якутия), проведя проверку законности расходования средств республиканского бюджета, предоставленных в рамках программы, установило факт их нецелевого использования - на приобретение жилых помещений, впоследствии предоставленных гражданам, не относящимся к целевой категории, обозначенной в программе.

Сумма нарушения определена министерством в размере 4 852 049 рублей 72 копеек и явилась, наравне с иными нарушениями, предметом вынесенных в адрес администрации Томпонского района предписания от 23.10.2018 N 16-1-19/1739 и приказа от 23.10.2018 N 01-04/1544 о применении бюджетной меры принуждения.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 38, 166.1, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, суды нашли, что нецелевое использование бюджетных средств в действиях администрации отсутствует.

Как установлено судами, выводы Министерства финансов Республики Саха (Якутия) связаны с тем, что многоквартирный дом по адресу: поселок Джебарики-Хая, ул. Советская, 18, подлежащий расселению в рамках программы, не был расселен ввиду сохранения жилых помещений в данном доме за гражданами Гуляевым С.П. и Сыровой Т.М.

Между тем, средства субвенции, полученной из Томпонского района, направлены администрацией муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" на приобретение жилых помещений в целях расселений аварийных домов, в том числе дома по ул. Советской, 18. Распоряжением Главы муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" от 31.08.2017 N 276 гражданам Гуляеву С.П. и Сыровой Т.М. предоставлены жилые помещения по адресу: поселок Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16.

От данных граждан поступило заявление о выплате выкупной стоимости имеющихся у них помещений в аварийном жилом доме. Фактически, граждане выразили отказ в переселении во вновь предоставляемые жилые помещения, которые в этой связи были предоставлены иным гражданам.

По состоявшейся проверке министерства жилые помещения, подлежащие предоставлению Гуляеву С.П. и Сыровой Т.М., возвращены во владение муниципального образования, предпринимаются меры по их передаче указанным гражданам.

Суды изучили и отклонили доводы министерства о том, что зная о намерении граждан Гуляева С.П. и Сыровой Т.М. получить выкупную стоимость за жилые помещения вместо предоставления жилья в натуре, администрация муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" не вправе была направлять средства субвенции на приобретение жилья.

Исходя из положений Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, достижение ее целей обеспечивается решением следующих основных задач: переселение граждан из аварийных многоквартирных домов путем приобретения (строительства) жилых помещений; снос высвободившегося аварийного жилищного фонда. Следовательно, позиция министерства о возможности предоставления Гуляеву С.П. и Сыровой Т.М. выкупной стоимости жилых помещений за счет средств субвенции является необоснованной.

В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Саха (Якутия) повторяет указанные доводы, которые получили оценку в ходе судебного разбирательства. Несогласие с выводами судов и с исходом рассмотрения дела не свидетельствует о допущенном нарушении и о наличии оснований для отмены либо изменения судебных актов.

Существенного нарушения судами норм права, которое в силу статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло бы явиться основанием для пересмотра судебных актов, из доводов кассационной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству финансов Республики Саха (Якутия) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления