Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2022 N 307-ЭС22-12699 по делу N А56-35249/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 ноября 2022 г. N 307-ЭС22-12699

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2021 по делу N А56-35249/2021, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2022 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал Дизайн Групп" к Балтийской таможне о признании незаконным решения от 25.01.2021 об отказе в выпуске товаров, заявленных в декларации на товары N 10216170/150121/0008812, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата 12 000 рублей излишне взысканного таможенного сбора за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Терминал Дизайн Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным решения от 25.01.2021 об отказе в выпуске товаров, заявленных в декларации на товары N 10216170/150121/0008812, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата 12 000 рублей излишне взысканного таможенного сбора за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021, требования общества удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 07.04.2022 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Таможенный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2022 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество ввезло на территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по декларации на товары N 10216170/150121/0008812 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар - "мебель бытовая..., поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в комплекте с крепежом...", страна происхождения - Китай, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9401 71 000 9.

На основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.03.2014 N 44 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (далее - ТР ТС 025/2012) спорный товар включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.

При таможенном оформлении товара общество в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений представило в таможенный орган декларации о соответствии ЕАЭС от 14.12.2020 N RU Д-CN.АЖ56.В.09630/20 со сроком действия до 13.12.2025, от 17.12.2020 N RU Д-CN.АЖ56.В.09931/20 со сроком действия до 16.12.2025, сведения о которых указаны в графе 44 ДТ "представленные документы" под кодом "01191/0".

В ходе таможенного досмотра товара (акт от 19.01.2021 N 10216100/190121/000131) таможенный орган выявил отсутствие на маркировке товаров сведений о реквизитах деклараций о соответствии как это предусмотрено пунктом 2 статьи 4 ТР ТС 025/2012 и пришел к выводу о том, что обществом не соблюдены запреты и ограничения.

Таможенным органом 25.01.2021 принято решение об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10216170/150121/0008812 на основании статьи 125 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) со следующей формулировкой "отказано в выпуске на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС (подпункт 1, пункт 1 статьи 118 ТК ЕАЭС - несоблюдение запретов и ограничений) рекомендации: соблюсти запреты и ограничения".

Посчитав решение об отказе в выпуске товара незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор, руководствуясь нормами ТК ЕАЭС, а также ТР ТС 025/2012, суды пришли к выводу о том, что соблюдение запретов и ограничений в области технического регулирования осуществляется путем предоставления исключительно документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 025/2012 в виде декларации о соответствии.

В настоящем случае при таможенном декларировании общество в отношении спорного товара представило декларации о соответствии от 14.12.2020 N RU Д-CN.АЖ56.В.09630/20 и от 17.12.2020 N RU Д-CN.АЖ56.В.09931/20, которые являются действующими, внесены в единый государственный реестр и подтверждают, что задекларированная продукция соответствует требованиям ТР ТС 025/2012, а выявление некоторых недочетов в части маркировки товара, а именно отсутствие маркировки, предусмотренной пунктом 2 статьи 4 ТР ТС 025/2012, не могло являться основанием для отказа в выпуске товара по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.

Кроме того, суды приняли во внимание, что спорный товар был выпущен позднее иным таможенным органом по вновь поданным ДТ на основании аналогичного комплекта документов и сведений, при этом маркировка товара не изменялась.

На основании изложенного суды удовлетворили требования общества.

Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, таможенный орган приводит доводы о существенных нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела.

Так, в частности, таможенный орган приводит доводы о том, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Декларанты, как указывает таможенный орган, обязаны представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а, следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.03.2014 N 44 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012), в который включен и ввезенный обществом товар.

Особенности применения положений ТР ТС 025/2012 установлены, в том числе, Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее - Протокол).

В силу пункта 2 Протокола технический регламент - это документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения (без изъятий) на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

Согласно Протоколу в технических регламентах Союза могут также содержаться, в том числе, требования к маркировке.

Кроме того, в Протоколе определено, что оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

Протоколом не предусмотрена возможность (право) исполнения требований технического регламента частично.

Таким образом, таможенный орган полагает, что для выпуска спорного товара - мебели декларант обязан выполнить все условия, установленные Таможенным кодексом, Протоколом и ТР ТС 025/2012.

В технических регламентах, как следует из указанных выше норм, устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

Согласно пункту 1 статьи 4 ТР ТС 025/2012 мебельная продукция выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ТР ТС 025/2012 изготовитель, продавец, импортер, либо уполномоченное изготовителем лицо, размещающее мебель на рынке, обязаны в том числе, указать в сопроводительной документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Таким образом, как указывает таможенный орган, наличие вышеуказанной маркировки на ввозимых товарах является обязательным условием для их выпуска, поскольку нанесение такой маркировки является обязательным в силу статьи 4 ТР ТС 025/2012, соблюдение всех положений которого, в свою очередь, также является обязательным условием для выпуска товаров.

В противном случае, по мнению таможенного органа, отсутствие при декларировании товара части сведений (маркировки) приведет к невозможности идентифицировать товар и сопоставить заявленные декларантом сведения со сведениями, содержащимися в декларации о соответствии.

Как указывает таможенный орган, общество обладало возможностью нанести на спорную партию товара необходимую маркировку, однако не воспользовалось такой возможностью.

Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу таможенного органа с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

кассационную жалобу Балтийской таможни с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Г.ПЕРШУТОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления