Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 50-АПГ17-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 августа 2017 г. N 50-АПГ17-11

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.

при секретаре Холодцовой Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Омскэлектро" к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2016 г. N 690/76 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год", по апелляционной жалобе акционерного общества "Омскэлектро" на решение Омского областного суда от 17 апреля 2017 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Омскэлектро" Малого С.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

акционерное общество "Омскэлектро" обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2016 г. N 690/76 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год" в части установления: двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 1 полугодие в части ставок за содержание электрических сетей по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 530252,41 руб./МВт*мес. и 467511,06 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 1.1.1 раздела 1 Приложения N 1), в части ставок на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 265,14 руб./МВт*мес. и 582,36 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 1.1.2 раздела 1 Приложения N 1); одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 1 полугодие по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 1,23477 руб./кВт*ч и 2,07480 руб./кВт*ч соответственно (столбцы 8, 9 пункта 1.2 раздела 1 Приложения N 1); двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 2 полугодие в части ставок за содержание электрических сетей по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 537912,88 руб./МВт*мес. и 473044,44 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 2.1.1 раздела 1 Приложения N 1), в части ставок на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 280,51 руб./МВт*мес. и 622,86 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 2.1.2 раздела 1 Приложения N 1); одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 2 полугодие по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 1,27281 руб./кВт*ч и 2,16320 руб./кВт*ч соответственно (столбцы 8, 9 пункта 2.2 раздела 1 Приложения N 1); единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 1 и 2 полугодие 2017 года (столбцы 4, 5 пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2., 1.4.3, 1.4.4 Приложения N 2).

В обоснование заявленных требований общество указало, что оспариваемый нормативный акт не соответствуют действующему законодательству в сфере тарифного регулирования и нарушает права и законные интересы административного истца, ухудшая условия его коммерческой деятельности, поскольку при установлении оспариваемых тарифов Региональная энергетическая комиссия Омской области необоснованно исключила из необходимой валовой выручки расходы на проектные работы по строительству подстанции 110/10 кВ "Садовая" и КЛ-110 кВ "Ульяновская" - "Садовая" в размере 48 095 000 руб., понесенные АО "Омскэлектро" в ходе реализации инвестиционного проекта.

Решением Омского областного суда от 17 апреля 2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Омскэлектро" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, и удовлетворить заявленные требования.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.

В судебное заседание представители административного ответчика, представители Федеральной антимонопольной службы, Правительства Омской области, Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Из материалов дела следует, что АО "Омскэлектро" является сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - служба по тарифам) от 29 декабря 2016 г. N 690/76 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области на 2017 г.

Пунктом 25 таблицы 1 Приложения 1 к данному приказу необходимая валовая выручка, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, АО "Омскэлектро" на 2017 год установлена в размере 1 013 344,94 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г. в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".

Согласно протоколу заседания правления службы по тарифам от 29 декабря 2016 г. и экспертному заключению службы по тарифам (том 1 л.д. 104 - 125) при формировании (корректировке) необходимой валовой выручки АО "Омскэлектро" и расчете тарифов на 2017 год службой по тарифам из выпадающих доходов, заявленных обществом, исключены расходы на проектные работы по строительству подстанции 110/10 кВ "Садовая" и КЛ-110 кВ "Ульяновская" - "Садовая" в размере 48 095 000 руб., понесенные АО "Омскэлектро" в ходе реализации инвестиционного проекта.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-п (далее - Положение), является Региональная энергетическая комиссия Омской области.

Согласно пункту 15(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), потребители оплачивают услуги территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу.

Как следует из пункта 42 Правил недискриминационного доступа, пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, устанавливаются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов для потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной для каждой сетевой организации, находящейся в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанная необходимая валовая выручка дифференцируется по уровням напряжения, и в соответствии с пунктом 48 Методических указаний N 20-э/2 на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Суммарная необходимая валовая выручка всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний N 20-э/2).

Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.

Согласно пунктам 2, 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который включаются, в том числе, экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

В соответствии с пунктами 17, 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя, в том числе, капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство.

Согласно абзацу 9 пункта 32 Основ ценообразования в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

В 2014 году АО "Омскэлектро" разработана проектно-сметная документация и в 2015 году получены положительные заключения государственной экспертизы на проект "Строительство подстанции 110/10 кВ "Садовая" и КЛ-110 кВ "Ульяновская" - "Садовая". Расходы Общества на реализацию проекта составили 48,095 млн. руб.

В соответствии с "программой развития электроэнергетики в Омской области на 2014 - 2018 годы", утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 25 апреля 2014 г. N 22-п, в Перечне планируемых в 2014 - 2018 годах к строительству и реконструкции линий электропередачи и подстанций, класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ, предусматривалось строительство подстанции 110/10 кВ "Садовая" (2x40МВА) с кабельной линией 110 кВ "Ульяновская - Садовая", исполнитель - ОАО "Омскэлектро", реализация проекта в 2014 - 2016 гг., полная стоимость проекта - 1 018 178 руб.

Строительство указанной подстанции планировалось осуществлять в рамках инвестиционной программы ОАО "Омскэлектро" с учетом финансирования объекта из федерального бюджета 902 808 500 руб., из бюджета Омской области - 28 509 780 руб., из бюджета города Омска - 19 006 520 руб., собственные средства застройщиков - 67 583 200 руб.; в качестве заказчика-застройщика строительства указана Администрация города Омска.

Как установлено, административным истцом осуществлены запланированные расходы на разработку проектной документации и инженерные изыскания в размере 48 095 000 руб. Факт осуществления указанных расходов и их величина сторонами не оспаривались.

Однако строительство объекта не осуществлено и не начиналось в связи с отсутствием бюджетного финансирования.

Поскольку, инвестиционный проект "Строительство подстанции 110/10 кВ "Садовая" и КЛ-110 кВ "Ульяновская - Садовая" в установленные сроки не реализован, то из необходимой валовой выручки общества обоснованно исключены расходы на реализацию этого проекта.

Довод заявителя жалобы о том, что выполнение проектно-изыскательских работ следует расценивать как самостоятельный инвестиционный проект, является несостоятельным, поскольку инвестиционным проектом предусмотрены две стороны реализации проекта - проектирование и строительство.

Разработка проектной документации отдельно от строительства объекта не может являться самостоятельным инвестиционным проектом.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Омского областного суда от 17 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Омскэлектро" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления