Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N 308-ЭС15-15458 по делу N А32-22681/2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 февраля 2016 г. N 308-ЭС15-15458

Судья Верховного Суда Российской Федерации Киселева О.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2015 по делу N А32-22681/2014 по иску администрации муниципального образования г. Краснодар к Министерству обороны Российской Федерации, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности снести самовольно возведенный незавершенный строительством капитальный объект

установил:

администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о возложении обязанности снести самовольно возведенный четырехэтажный незавершенный строительством капитальный объект ориентировочной площадью 1500 кв. м, расположенный по ул. Невкипелого (МКР N 4 Почтового жилого района) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если министерство не исполнит решение суда в течение установленного срока, предоставить администрации право совершить эти действия за свой счет, с взысканием с министерства необходимых расходов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2015 (судья Шепель А.А.), оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2015 (судьи Рассказов О.Л., Афонина Е.И., Фефелова И.И.), исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство) просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные, принятые при неполном исследовании представленных доказательств и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы установлены основания для передачи жалобы вместе с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришли к выводу об обоснованности иска.

По мнению судов, министерство, в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляло строительство спорного объекта без получения соответствующего разрешения.

Суды указали, что распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 09.02.2006 N 298-р утверждены лишь материалы предварительного согласования места размещения и разрешено производство проектно-изыскательских работ и разработка проекта строительства здания поликлиники, при этом разрешение на строительство в установленном законом порядке министерству не выдавалось.

Не установлено судами и наличия доказательств предоставления министерству земельного участка под спорным объектом для целей строительства.

Суд округа поддержал выводы нижестоящих инстанций.

Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, министерство указывает на неправильное применение судами норм пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и утверждает, что спорный объект не отвечает всем обусловленным законодательством признакам самовольной постройки. Согласно установленным при рассмотрении дела N А32-25632/2013 обстоятельствам, спорное строение соответствует требованиям строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и градостроительных норм и правил и является безопасным для жизни и здоровья граждан.

Учитывая наличие распоряжения главы муниципального образования город Краснодар от 09.02.2006 N 298-р, министерство считает, что земельный участок, отведенный под строительство спорного объекта, является федеральной собственностью и относится к имуществу Министерства обороны Российской Федерации. В свою очередь администрация муниципального образования г. Краснодар, не являющаяся собственником земельного участка, на котором расположена спорная постройка, не подтвердила свое право на предъявление настоящего иска к министерству.

Министерство также указывает, что строительство спорного объекта было осуществлено на основании государственного контракта и за счет средств федерального бюджета.

По мнению министерства, совокупность фактических обстоятельств спора свидетельствует о том, что требование о сносе объекта за счет государства является злоупотреблением правом.

Приведенные заявителем кассационной жалобы доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 01 марта 2016 года в 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

О.В.КИСЕЛЕВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления