ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 августа 2024 г. N 305-ЭС24-12000
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бествинд" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.05.2024 по делу N А40-152200/2023,
обществу с ограниченной ответственностью "Бествинд" (далее - ООО "Бествинд", общество, заявитель) на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1064, общей площадью 3 172,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, 4-й Лихачевский переулок, д. 3а (запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 04 сентября 2017 г. N 77:09:0001027:1064-77/011/2017-8).
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001027:5, площадью 6 838 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки производственных фирм, с адресным ориентиром: г. Москва, 4-й Лихачевский переулок, вл. 3а (далее - земельный участок), предоставленный ООО "Бествинд" по договору аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке от 30 июля 2014 г. N М-09-045187 (с учетом дополнительного соглашения от 25 октября 2017 г.), заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы для целей эксплуатации здания производственного назначения (далее - договор аренды).
В целях реализации постановления Правительства Москвы от 23 марта 2021 г. N 331-ПП "О мерах по реализации проектов комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы" 10 июня 2022 г. Правительством Москвы издано постановление N 1060-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная" (далее - Постановление N 1060-ПП), согласно которому комплексному развитию подлежит территория нежилой застройки города Москвы N 3 общей площадью 77,06 га, расположенная в производственной зоне N 45 "Автомоторная" (далее - КРТ N 3), в границах территории согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
В приложении N 2 Постановления N 1060-ПП приведен Перечень земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в границах КРТ N 3, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции.
В зону комплексного развития территории включен, в том числе земельный участок и находящееся на нем здание (пункт 52 приложения N 2 Постановления N 1060-ПП).
Считая свои права нарушенными, ООО "Бествинд" обратилось в Московский городской суд с заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 52 приложения N 2 к Постановлению N 1060-ПП в части включения в Перечень земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в границах комплексного развития территории нежилой застройки, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001027:5 и нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001027:1064.
Определением Московского городского суда от 29 марта 2023 г. по делу N 3а-5944/22 дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.05.2024, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно части 5 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки:
1) на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируется на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки;
4) на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.
Согласно части 5 статьи 65 ГрК РФ в границы территории, в отношении которой принимается решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не указанные в части 4 настоящей статьи, при условии, что такие земельные участки и (или)объекты недвижимого имущества расположены в границах одного элемента планировочной структуры с земельными участками, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001027:5, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1064, не соответствует критериям, указанным в части 4 статьи 65 ГрК РФ по следующим основаниям:
1. Нежилое здание аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном Правительством Российской Федерации порядке не признавалось;
2. Сведения о каких-либо адресных программах в открытых источниках отсутствуют, Общество о наличии подобной программы не информировалось.
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы в соответствии с Генеральным планом застройки города Москвы земельный участок входит в территорию реорганизации, подлежащему комплексному преобразованию в составе застроенных территорий.
Тип территории: коммунальные зоны.
Земельному участку установлен вид разрешенного использования: "земельные участки производственных фирм".
Распоряжением Департамента государственного имущества от 11.04.2018 N 11007 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001027:5" установлены следующие виды разрешенного использования:
- промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, переработки, изготовления вещей промышленным способом;
- размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.0 (4.9.0);
- размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса.
Однако, согласно представленным сведениям данные виды разрешенного использовании не были внесены в ЕГРН.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы указанный выше земельный участок расположен в территориальной зоне, для которой установлены виды разрешенного использования, позволяющие размещать на земельном участке, в том числе производственные фирмы.
На земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.
Фактически земельный участок вошел в комплексное развитие территории только по той причине, что земельный участок и находящееся на нем нежилое здание расположены в границах одного элемента планировочной структуры с земельными участками, соответствующими критериям, установленным частью 4 статьи 65 ГрК РФ.
Издание Правительством Москвы Постановления от 10.06.2022 N 1060-ПП, согласно которому комплексному развитию подлежит территория нежилой застройки города Москвы, расположенная в производственной зоне N 45 (Автомоторная), фактически ведет к изменению правового режима использования земельных участков, с изменением при этом параметров планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. При этом такие изменения входят в противоречие с существующим Генеральным ланом города Москвы, доказательств внесения изменений в Генеральный план города Москвы не представлено.
Комплексное развитие территорий допускает возможность изъятия для государственных нужд, сноса, лишения права собственности на объекты недвижимости ООО "Бествинд" лишь на том основании, что они расположены в границах одного элемента планировочной структуры (в одном квартале, микрорайоне, районе) с земельными участками, предусмотренными частью 4 статьи 65 ГрК РФ (имеющими, в частности признаки нецелевого использования и/или самовольной постройки).
ООО "Бествинд" не должно нести бремя сноса, прекращения права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимости в связи с тем, что собственники соседних объектов недвижимости нарушают закон.
В силу пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, за исключением случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.
Одним из таких оснований согласно подпункту 3 пункта 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, что в соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется путем выкупа земельного участка. Заинтересованным лицом, вопреки требованиям статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств отсутствия исключительных обстоятельств, которые бы обуславливали невозможность развития застроенной территории без принудительного изъятия принадлежащих ООО "Бествинд" объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Согласно части 4 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не являющиеся многоквартирными домами и признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, либо снос или реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками, а также не соответствующие видам разрешенного использования земельных участков, правилам землепользования и застройки, в том числе предельным параметрам строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
В границы территории, в отношении которой принимается решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не указанные в части 4 настоящей статьи, при условии, что такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества расположены в границах одного элемента планировочной структуры с земельными участками, предусмотренными частью 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории установлен статьей 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 7 указанной статьи определена процедура принятия и реализации решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, которая состоит из следующих этапов:
1) подготовка проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его согласование в случаях, установленных настоящим Кодексом;
2) опубликование проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, а также направление уполномоченным органом предложения о заключении договора о комплексном развитии территории нежилой застройки всем правообладателям объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории;
3) принятие решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации;
4) заключение договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателями, выразившими в письменной форме согласие на его заключение, при условии, что такое согласие было получено от всех правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой подготовлен проект решения о комплексном развитии нежилой территории, и представлено в орган, направивший предложение о заключении указанного договора, не позднее сорока пяти дней со дня получения правообладателем этого предложения. Обязательным приложением к такому согласию должно являться соглашение, заключенное между правообладателями в соответствии с частями 6 и 7 статьи 70 настоящего Кодекса;
5) проведение торгов в целях заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, реализации такого решения юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, а также заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателями в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей части);
6) заключение договора о комплексном развитии территории нежилой застройки (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации);
7) подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки;
8) выполнение мероприятий, связанных с архитектурно-строительным проектированием, со строительством, сносом объектов капитального строительства, в целях реализации утвержденной документации по планировке территории, а также иных необходимых мероприятий в соответствии с этапами реализации решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, в том числе по предоставлению необходимых для этих целей земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемый пункт 52 приложения N 2 к Постановлению N 1060-ПП в части включения в Перечень земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в границах комплексного развития территории нежилой застройки, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001027:5 и нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001027:1064, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, принят уполномоченным органом в пределах представленных полномочий.
При этом судами установлено, что проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3 в производственной зоне N 45 "Автомоторная" в соответствии Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы и комплексного развития территорий города Москвы по инициативе правообладателей, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23 марта 2021 г. N 331-ПП "О мерах по реализации проектов комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы" (далее - Порядок), был подготовлен и согласован с органами исполнительной власти города Москвы; рассмотрен на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК) (протокол от 23 декабря 2021 г. N 43, пункт 34); опубликован 21 января 2022 г. на официальном сайте Правительства Москвы на странице Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы (далее - ДИиПП города Москвы) в подразделе "Нормативные документы" раздела "Документы"; в адрес правообладателей направлены соответствующие предложения о заключении договора о КРТ N 3.
В связи с тем, что документы, необходимые для заключения договора о комплексном развитии территории N 3 (согласие на заключение договора о КРТ N 3, подписанное всеми правообладателями объектов недвижимости, и соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей, заключенное между всеми правообладателями в соответствии с частями 6 и 7 статьи 70 ГрК РФ) в установленный срок не представлены (срок ожидания документов от правообладателей истек 10 апреля 2022 г.) 13 апреля 2022 г. на основании пункта 4.1(1) Порядка было принято решение о реализации решения о комплексном развитии территории N 3 путем проведения торгов в форме аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории.
Подготовка проекта решения о комплексном развитии территории N 3 в виде постановления Правительства Москвы "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная" была осуществлена в соответствии с разделом 4 Порядка.
Согласование, утверждение и опубликование Постановления N 1060-ПП обеспечено в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 112-ПП.
На основании постановления N 1060-ПП Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 19 июля 2022 г. N 40480 "О проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная". По результатам проведения торгов (протокол о результатах аукциона в электронной форме на право заключения договора о КРТ N 3 от 20 сентября 2022 г. N 178fz22072200054) с ООО "Е-Девелопмент" был заключен договор о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная" (запись в ЕГРН от 02 ноября 2022 г. N 16-000072-0000-0000-00001-22), по условиям которого ООО "Е-Девелопмент", в том числе ведется разработка документации по планировке территории.
Таким образом, порядок принятия и опубликования оспариваемого постановления Правительством Москвы соблюден, а нормативные акты, послужившие правовым основанием принятия решения об изъятии, не были оспорены в установленном порядке, незаконными не признаны.
Судами также сделаны выводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001027:5 по адресу: г. Москва, 4-й Лихачевский переулок, д. 3а обоснованно включен в границы комплексного развития территории нежилой застройки города Москвы, так как расположен в одном элементе планировочной структуры - район, в связи с чем его включение в границы КРТ N 3 не противоречит нормам градостроительного законодательства.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бествинд" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------