Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2022 N 310-ЭС21-27307 по делу N А54-2510/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 февраля 2022 г. N 310-ЭС21-27307

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ноев Ковчег" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.11.2020, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.10.2021 по делу N А54-2510/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ноев Ковчег" (далее - общество, ООО "Ноев ковчег") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Рязани (далее - администрация) от 10.01.2020 в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, 10Б, стр. 2, на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0060013:327, об обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области, Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (далее - инспекция).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12.10.2021, решение администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленное письмом от 10.01.2020 N 02/1-17-368-О, признано незаконным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения по существу заявления от 25.12.2019 (вх. N 02/1-17-368) о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по вышеуказанному адресу в срок 5 рабочих дней после вступления решения в законную силу, в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что земельный участок, на котором начато строительство торгово-офисного центра, принадлежит обществу на праве собственности. В судебном заседании стороны подтвердили, что в отношении земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования ограничения в проведении строительных работ не установлены, участок по состоянию на настоящее время является незастроенным. Вся проектная документация у застройщика имеется. Свидетельств того, что строительство было начато с нарушением проектной документации, материалы дела не содержат.

Суд апелляционной инстанции необоснованно приобщил к материалам дела дополнительное доказательство-заключение специалиста.

Немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суда апелляционной инстанции").

Суд апелляционной инстанции сделал не основанный на законе и материалах дела вывод о том, что при рассмотрении обращения заявителя и выдаче оспариваемого отказа администрацией не была дана оценка необходимости проведения экспертизы проектной документации при наличии у объекта строительства признаков объекта массового пребывания граждан.

Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства

Критерии отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан, установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 10.04.2020 N 198/пр утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике. То есть, на момент подачи заявителем документов о выдаче разрешения на строительство и вынесения отказа данный документ не был принят.

Согласно части 10 статьи 16 Закона N 340-ФЗ в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.

Согласно приказу N 198/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, вступившему в силу через полгода после обжалуемого отказа, критерием отнесения объекта к местам массового пребывания выступает возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек.

Согласно проектной документации, представленной заявителем, объект предназначен для нахождения на нем не более 15 человек.

Свод правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", которым, по мнению апелляционного суда следовало руководствоваться при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, был утвержден Приказом МЧС N 194 от 19.03.2020 и начал действовать 19.09.2020, то есть через девять месяцев после принятия оспариваемого отказа.

Постановление Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" не определяет перечень документов и разделов проектной документации, прикладываемых к заявлению о выдаче разрешения на строительства. Данный перечень определен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, 25.12.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, 10Б, стр. 2, на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0060013:327, находящемся в собственности ООО "Ноев ковчег".

Письмом от 10.01.2020 N 02/1-17-368-О администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство, сославшись на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и указав, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060013:327 расположен в границах территории, в отношении которой разработан и утвержден постановлением администрации от 22.01.2016 N 130 "Проект планировки территории в районе улиц Путевая, 1-я Красная, Старореченская". Размещение торгово-офисного центра на указанном участке проектом не предусмотрено. Для размещения объекта на указанном участке необходимо внести соответствующие изменения в проект планировки территории согласно установленной процедуре. Согласно уведомлению инспекции от 29.05.2019 N 3 выявлена самовольная постройка, частично построенный объект, в отношении которого подано заявление о получении разрешения на строительство. Выдавая разрешение на уже возведенный объект капитального строительства, администрация превысит полномочия органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Не согласившись с вышеуказанным решением администрации, общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются: отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Как установлено судами, в оспариваемом отказе администрация не ссылалась на то, что строительство торгово-офисного центра начато обществом с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, не предъявляла претензий к градостроительному плану земельного участка (далее - ГПЗУ), подписанному управлением 10.07.2018, к проектной документации.

Отклоняя довод администрации и инспекции о том, что размещение проектируемого объекта не предусмотрено проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации от 22.01.2016, суды указали, что основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии, границы элементов планировочной структуры и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).

Проект планировки территории определяет направления развития тех или иных зон и их линейную инфраструктуру. Конкретные объекты капитального строительства, возводимые на данной территории не относятся к числу элементов планировочной структуры. Их отсутствие на схеме проекта планировки территории не является основанием для отказа в выдаче разрешения на их строительство, если они соответствуют виду разрешенного использования земельного участка и не нарушают установленных красных линий.

Для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка заявителю выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), источниками информации для подготовки которого являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (части 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

В данном случае ГПЗУ содержит всю совокупность требований и ограничений, предусмотренных градостроительным и земельным законодательством применительно к данному земельному участку. Проектируемый объект соответствует виду разрешенного использования земельного участка, не нарушает установленных красных линий, находится в границах обозначенного в ГПЗУ пятна разрешенной застройки.

При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство по изложенным в нем основаниям является незаконным.

В порядке восстановления нарушенного права согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения по существу заявления общества от 25.12.2019 о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра.

При этом суд обоснованно исходил из того, что вопрос оценки соответствия представленных документов установленным требованиям относится к исключительной компетенции администрации, которой в данном случае в полной мере не были изучены и оценены представленные обществом документы.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ноев Ковчег" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления