Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 2-АПГ17-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2017 г. N 2-АПГ17-8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим решения Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165 "О генеральном плане города Череповца" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Вологодского областного суда от 7 февраля 2017 г., которым заявление частично удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Федерального агентства лесного хозяйства Ибрагимова А.М., Мэрии г. Череповца Комлевой Н.Н. и Шумаевой Е.Е., Череповецкой городской Думы Марковой Е.В., Вологодского отделения ОАО "РЖД" Кузнецовой В.В., ПАО "ФСК ЕЭС" Егоровой М.В., Щилова Е.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165 "О генеральном плане города Череповца" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Решением Вологодского областного суда от 7 февраля 2017 г. заявление удовлетворено в части признания недействующим решения Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165 "О генеральном плане города Череповца" по включению в границы населенного пункта лесного участка в квартале N 211 выделы 3 (полностью) 23, 26, 34, 37, (частично) Череповецкого участкового лесничества Вологодской области.

Не согласившись с решением суда, Рослесхоз обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью.

Относительно доводов апелляционной жалобы Мэрией г. Череповца, Череповецкой городской Думой и прокуратурой Вологодской области представлены возражения, а также Департаментом лесного комплекса Вологодской области представлен отзыв.

В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Департамента лесного комплекса Вологодской области, прокуратуры Вологодской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 25 Устава города Череповца представительным органом городского округа является Череповецкая городская Дума, к полномочиям которой отнесено утверждение генерального плана города Череповца.

Череповецкая городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города (статья 24 Устава).

Решением Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165 утвержден генеральный план города Череповца, которое опубликовано в газете "Речь" от 28 декабря 2006 г. N 247.

Решение принято уполномоченным органом в установленном порядке и на этом основании не оспаривается.

Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом города Череповца от 28 ноября 2006 г. в границы города включены лесные участки, а именно кварталы 104, 218, 228, 229, 230 (полностью), часть кварталов 105 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 53, 12, 13), 106 (выдел 1), 211 (выделы 3, 23, 26, 34, 37), 217 (выдел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 22) Череповецкого участкового лесничества Череповецкого лесничества Вологодской области общей площадью 590 га по лесоустройству 2014 г.

Данное обстоятельство подтверждено фрагментами графического наложения границ населенного пункта г. Череповца на материалы лесоустройства по Череповецкому лесничеству 2014 года, выполненного филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект" от 8 июля 2016 г.

Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 2007 г. и выписками из государственного лесного реестра.

Как следует из материалов дела в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1977 г. N 240 "Об установлении городской черты города Череповца Вологодской области" и Законом Вологодской области от 6 декабря 2004 г. N 1104-ОЗ "Об установлении границ города Череповца и наделении его статусом городского округа" была установлена граница города Череповца.

В границу городской черты, установленную указанным постановлением Совета Министров РСФСР включались территории лесных участков, а именно: кварталов 218, 228, 229, 230 (полностью) и 217 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (полностью), 10 (частично), И (частично), 12 (полностью), 22 (частично)). В приложении к постановлению определены границы городской черты, которая проходит на юге по северной и восточной границе земель совхоза "Комсомолец", по восточной границе земель государственного лесного фонда до реки Шексны, через реку Шексну, по северному и восточному берегам Рыбинского водохранилища до устья реки Кошты, через устье реки Кошты; на западе городская граница проходит по северной и восточной границам лесов государственного лесного фонда до южной границы земель совхоза "Нелазское".

Также в границу муниципального образования города Череповца, установленную Законом Вологодской области от 6 декабря 2004 г. N 1104-ОЗ "Об установлении границ города Череповца и наделении его статусом городского округа" включались территории лесных участков - кварталы 104, 105, 106 (полностью), 218, 228, 229, 230 (полностью), 217 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (полностью), 10 (частично), 11 (частично), 12 (полностью), 13 (частично), 22 (частично)).

Включение лесных участков в границу населенного пункта в 1977 г., в 2004 г. и 2006 г., подтверждено проведенной судебной экспертизой.

Факт незаконного включения лесного участка в квартале N 211 выделы 3 (полностью) 23, 26, 34, 37, (частично) в границы города Череповца подтвержден Череповецкой городской Думой и проведенной судебной экспертизой, в связи с чем в этой части суд первой инстанции правомерно признал недействующим решение Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165.

Исследовав представленные доказательства, Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Законодательство, действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г., предусматривало, что леса в пределах городской черты входят в лесной фонд (статьи 4, 13, 15, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г., ст. ст. 4, 29, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 г., ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 г.).

Согласно статье 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г. лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации.

Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 в редакции, действующей в период принятия оспариваемого нормативного акта (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляло и в настоящее время осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения Рослесхоз осуществлял рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

В период формирования границ городской черты г. Череповца в 1977 г. все леса СССР образовывали единый государственный лесной фонд, в соответствии с законодательством 1923 г. (Лесной кодекс РСФСР 1923 г.) и последующим законодательством (Лесной кодекс РСФСР 1979 г.).

Право федеральной собственности на лесные участки не прекращалось, оно подтверждено свидетельством о государственной регистрации и выписками из государственного лесного реестра, перевод земель лесного фонда в земли других категорий в установленном порядке, не осуществлялся, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенного пункта должен решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

В нарушение указанного порядка административный ответчик не обращался в уполномоченный орган - Рослесхоз о согласовании проекта генерального плана города Череповца по включению лесных участков в черту города.

Таким образом, отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятии генерального плана поселения.

То обстоятельство, что указанные земли лесного фонда были включены в границу городской черты иными нормативными актами до принятия оспариваемого по настоящему делу решения не может свидетельствовать о его законности, поскольку те же лесные участки вновь включены в нормативный акт с нарушением порядка.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Вологодского областного суда от 7 февраля 2017 г. изменить.

Признать не действующим решение Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165 "О генеральном плане города Череповца" в части включения в границы города земельных участков из категории земель "земли лесного фонда", расположенных в кварталах: 104, 105 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 53, 12, 13), 106 (выдел 1), 217 (выдел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 22), 218, 228, 229, 230 (полностью), Череповецкого участкового лесничества Череповецкого лесничества Вологодской области.

В остальной части решение судя оставить без изменения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления