Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2022 N 8-КГ21-12-К2 (УИД 76RS0016-01-2019-002824-82)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2022 г. N 8-КГ21-12-К2

УИД 76RS0016-01-2019-002824-82

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А. и Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2022 г. кассационную жалобу Балашовой Анны Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 26 ноября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г.

по делу N 2-151/2020 Ярославского районного суда Ярославской области по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к Балашовой Анне Владимировне, государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Ярославской центральной районной больнице о признании договора ничтожным, взыскании денежных средств,

по иску прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Балашовой Анне Владимировне, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Ярославской центральной районной больнице, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании договора ничтожным, взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Балашовой А.В. по доверенности Тахмазова Э.Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене в части разрешения исковых требований о взыскании с Балашовой А.В. денежных средств с направлением дела в этой части на новое апелляционное рассмотрение,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

исполняющий обязанности директора Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее также - Департамент) Шишина В.В. 12 июля 2019 г. обратилась в Дзержинский районный суд г. Ярославля с иском к Балашовой А.В. о взыскании денежных средств предоставленной социальной выплаты в размере 1 164 498 руб.

Прокурор Ярославского района Ярославской области (далее также - прокурор) 8 августа 2019 г. обратился в Дзержинский районный суд г. Ярославля с иском к Балашовой А.В., в котором просил признать переведенную Департаментом на лицевой счет Балашовой А.В. социальную выплату в размере 1 164 498 руб. неосновательным обогащением, обязать Балашову А.В. возвратить в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере 1 164 498 руб.

Определениями Дзержинского районного суда г. Ярославля от 19 августа 2019 г. и от 9 сентября 2019 г. вышеназванные дела по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и по иску прокурора Ярославского района Ярославской области переданы по подсудности на рассмотрение в Ярославский районный суд Ярославской области.

Определением Ярославского районного суда Ярославской области от 12 ноября 2019 г. исковые заявления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурора Ярославского района Ярославской области объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

В дальнейшем директор Департамента Сорокин Е.Д. уточнил (в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) исковые требования, указав в качестве ответчиков Балашову А.В. и государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Ярославскую центральную районную больницу (далее также - Ярославская центральная районная больница), и просил суд:

- признать договор от 23 марта 2017 г. N 22 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом, Ярославской центральной районной больницей и Балашовой А.В., недействительным (ничтожным);

- применить последствия недействительности сделки, взыскать с Балашовой А.В. в пользу Департамента денежные средства предоставленной социальной выплаты в размере 1 164 498 руб.

Прокурором Ярославского района Ярославской области трижды уточнялись исковые требования (т. 2, л.д. 60 - 66, 101 - 113, 135 - 136), в итоге прокурор, ссылаясь на то, что он выступает в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил:

- признать действия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее также - Администрация Ярославского муниципального района, Администрация) по включению Балашовой А.В. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат от 28 августа 2016 г. в рамках реализации целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год незаконными;

- признать действия Администрации Ярославского муниципального района по включению Балашовой А.В. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат от 14 ноября 2016 г. в рамках реализации целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год незаконными;

- признать договор от 23 марта 2017 г. N 22 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом, Ярославской центральной районной больницей и Балашовой А.В., ничтожным;

- взыскать с Администрации Ярославского муниципального района в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованные денежные средства в размере 408 971,70 руб., в бюджет Ярославской области - в размере 755 526,30 руб.

В обоснование заявленных требований Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурор Ярославского района Ярославской области указывали, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее также - федеральная целевая программа). На основании федеральной целевой программы в Ярославской области была разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п (далее также - областная целевая программа).

Данной областной целевой программой предусматривалось предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - социальная выплата), осуществляемой в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (приложение N 2 к областной целевой программе, далее также - Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, Правила).

В подпункте 1.4 пункта 1 раздела III названных правил перечислены условия, которым должны соответствовать молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в агропромышленном комплексе (основное место работы) в сельской местности.

Департамент и прокурор приводили доводы о том, что по результатам проверки целевого и эффективного использования средств федерального и областного бюджетов Контрольно-счетной палатой Ярославской области установлено, что Балашова А.В. неправомерно включена Администрацией Ярославского муниципального района в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год (далее также - сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат), утвержденные Администрацией Ярославского муниципального района 28 августа 2016 г. и 14 ноября 2016 г., поскольку она не отвечала одному из обязательных условий, содержащихся в подпункте 1.4 пункта 1 раздела III Правил для включения в указанный сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат, а именно ею был совершен переезд в район Ярославской области, который не дает право на получение социальной выплаты (переезд в населенный пункт Ярославского района Ярославской области (в рабочий поселок Красные Ткачи, в дальнейшем - в деревню Кормилицино) из административного центра этого района - г. Ярославля).

Ввиду неправомерного включения Балашовой А.В. в названные сводные списки на получение социальной выплаты Департамент и прокурор полагали договор от 23 марта 2017 г. N 22, заключенный между Департаментом, Ярославской центральной районной больницей и Балашовой А.В., об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты ничтожным в силу статьи 166, пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полученные Балашовой А.В. денежные средства в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 164 498 руб., по мнению Департамента, на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) подлежали взысканию именно с Балашовой А.В., а по мнению прокурора, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации - с Администрации Ярославского муниципального района.

Представитель Департамента поддержал свои исковые требования и исковые требования прокурора, разрешение исковых требований прокурора о взыскании денежных средств с Администрации Ярославского муниципального района оставил на усмотрение суда.

Прокурор исковые требования в суде поддержал, исковые требования Департамента поддержал только в части признания недействительным договора от 23 марта 2017 г. N 22 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты.

Балашова А.В. и представитель Администрации Ярославского муниципального района иски Департамента и прокурора в суде не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Ярославской центральной районной больницы иск Департамента не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований Департамента (в письменном отзыве на иск).

Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 13 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурора Ярославского района Ярославской области отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 26 ноября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворены полностью, исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд апелляционной инстанции признал недействительным договор от 23 марта 2017 г. N 22 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Ярославской центральной районной больницей и Балашовой А.В., взыскал с Балашовой А.В. в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области социальную выплату в размере 1 164 498 руб. В остальной части исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области (о признании незаконными действий Администрации Ярославского муниципального района по включению Балашовой А.В. в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат, о взыскании с Администрации Ярославского муниципального района денежных средств) оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. судебное постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Балашовой А.В. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 2 сентября 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 2 декабря 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции представители Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района, Ярославской центральной районной больницы не явились. От директора Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области Сорокина Е.Д. в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя Департамента. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее прокуратуры Ярославского района Ярославской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами апелляционной и кассационной инстанций. Эти нарушения выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Балашова А.В., <...> года рождения, проживала и была зарегистрирована по месту жительства в г. <...>.

С 2 сентября 2014 г. и по настоящее время Балашова А.В. работает в должности врача по лечебной физкультуре в государственном учреждении здравоохранения Ярославской области Ярославской центральной районной больнице, находящейся в деревне Карабихе Ярославского района Ярославской области, что подтверждено трудовым договором от 2 сентября 2014 г., дополнительным соглашением к нему от 8 июня 2016 г. и копией трудовой книжки.

С 24 мая 2016 г. Балашова А.В. зарегистрирована с членами ее семьи (супругом Балашовым Василием Сергеевичем и дочерью Балашовой А.В.) по месту пребывания в сельской местности <...> района: <...> область, рабочий поселок <...>.

23 июня 2016 г. Балашова А.В. обратилась в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист". В заявлении Балашова А.В. ссылалась на то, что она планирует улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в деревне Кормилицино Карабихского сельского поселения. В составе своей семьи Балашова А.В. указала супруга Балашова В.С. и дочь Балашову А. Балашова А.В. также подала заявление о признании ее и членов ее семьи преимущественно проживающими по адресу: <...> область, <...> район, рабочий поселок <...>, в целях признания их нуждающимися в жилых помещениях в сельской местности Ярославской области.

К поданным заявлениям Балашова А.В. приложила требуемый пакет документов.

Согласно представленным документам какого-либо жилого помещения Балашова А.В. и члены ее семьи в собственности на момент подачи указанных выше заявлений не имели.

По результатам рассмотрения заявлений Администрацией Ярославского муниципального района Балашова А.В. включена в два сводных списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, утвержденных Администрацией Ярославского муниципального района 28 августа 2016 г. и 14 ноября 2016 г. по категории "молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание переехать в Ярославский муниципальный район, работающие в социальной сфере" (сельское поселение, выбранное для строительства (приобретения) жилья, - Карабихское сельское поселение; способ улучшения жилищных условий - индивидуальное жилищное строительство).

Указанные сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат Администрацией Ярославского муниципального района были направлены в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, на их основании 16 февраля 2017 г. директором Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области был утвержден сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения Ярославской области на 2017 год. В этот список была включена Балашова А.В. под номером 41, отнесенная к категории "молодые семьи и молодые специалисты" в сфере занятости - социальной сфере.

23 марта 2017 г. Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области выдал Балашовой А.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности с указанием, что Балашова А.В. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий, проводимых в рамках областной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы. В соответствии с условиями данной программы Балашовой А.В. предоставляется социальная выплата размере 1 164 498 руб. на строительство индивидуального жилого дома в Карабихском сельском поселении Ярославского района Ярославской области, в том числе за счет средств федерального бюджета - 408 971,70 руб., за счет средств областного бюджета - 755 526,30 руб.

23 марта 2017 г. между Департаментом, Ярославской центральной районной больницей и Балашовой А.В. заключен договор N 22 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты (далее также - договор об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г.).

Договором об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. были определены взаимоотношения сторон, возникшие в связи с обеспечением жильем участника программы - молодого специалиста Балашовой А.В., с использованием на эти цели средств социальной выплаты. Согласно пункту 1.2 этого договора участник программы строит с привлечением подрядной организации жилье в сельской местности, а также обязуется отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пункт 2.2.3 данного договора). Департамент перечисляет социальную выплату участнику программы на возмещение части затрат на строительство жилья в пределах целевых средств, определенных свидетельством (пункт 1.3 названного договора).

Платежным поручением от 17 апреля 2017 г. денежные средства социальной выплаты в размере 1 164 498 руб. зачислены на счет Балашовой А.В. в ПАО "Сбербанк России".

18 апреля 2018 г. Балашовой А.В. и членами ее семьи (супругом Балашовым В.С. и дочерью Балашовой А.) зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <...>, что подтверждено соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В 2019 году Контрольно-счетной палатой Ярославской области в Департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области проводилась проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию мероприятий областной целевой программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по результатам которой 12 апреля 2019 г. составлен акт.

Согласно акту от 12 апреля 2019 г. по результатам встречной проверки в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района установлены факты неправомерного включения в списки участников мероприятий - получателей социальных выплат Администрацией Ярославского муниципального района граждан, не соответствующих условиям Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области (подпункту 1.4 пункта 1 раздела III данных правил), в том числе Балашовой А.В., переехавшей в сельскую местность в муниципальный район, переезд в который не дает право на получение социальной выплаты (переезд из г. Ярославля, являющегося административным центром Ярославского района, в Ярославский район), ввиду чего были неправомерно использованы средства на предоставление Балашовой А.В. социальной выплаты в размере 1 164 498 руб.

Для принятия мер по выявленным нарушениям Контрольно-счетной палатой Ярославской области в адрес Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области выдано предписание от 14 мая 2019 г., а также направлено письменное обращение от 15 мая 2019 г. к прокурору Ярославской области.

Разрешая спор в части исковых требований Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к Балашовой А.В., Ярославской центральной районной больнице о признании договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. недействительным (ничтожным), суд первой инстанции отказал Департаменту в удовлетворении указанных исковых требований.

Суд первой инстанции, ссылаясь на положения областной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п, исходил из того, что социальная выплата на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, была произведена Балашовой А.В. ошибочно по недосмотру работников Департамента, которые действовали недобросовестно.

Суд первой инстанции указал, что на момент заключения договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. Департаменту как ответственному исполнителю областной целевой программы было достоверно известно о том, что Балашова А.В. не может являться участником мероприятий - получателем названной социальной выплаты. Вместе с тем Департамент включил Балашову А.В. в утвержденный им сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения Ярославской области на 2017 год на основании представленных ею документов, в том числе о ее регистрации по месту жительства на территории г. Ярославля, подписал названный договор, выдал Балашовой А.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты и обеспечил перечисление денежных средств социальной выплаты на ее банковский счет. Условия данного договора Балашовой А.В. выполнены в полном объеме (осуществлено строительство жилья, и она продолжает трудовую деятельность в сельской местности в социальной сфере). Департамент до получения предписания Контрольно-счетной палаты Ярославской области выполнял условия названного договора и каких-либо требований о возврате денежных средств социальной выплаты к Балашовой А.В. не предъявлял.

С учетом этих обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Балашовой А.В. и Ярославской центральной районной больницы имелись основания полагаться на действительность заключенного с Департаментом договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г., в связи с чем заявление о недействительности этого договора не имеет правового значения в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ, согласно которому заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Поскольку судом первой инстанции было отказано в признании договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. недействительным, то судом не были удовлетворены и требования Департамента о применении последствий недействительности сделки (пункт 2 статьи 167 ГК РФ) о взыскании с Балашовой А.В. социальной выплаты в размере 1 164 498 руб.

Кроме того, суд первой инстанции отметил, что денежные средства социальной выплаты не могут быть взысканы с Балашовой А.В. как неосновательное обогащение на основании статьи 1102 ГК РФ, так как эта выплата предоставлена ей в качестве средств к существованию и, учитывая отсутствие со стороны Балашовой А.В. недобросовестных действий при получении социальной выплаты, данная выплата не подлежит возврату в соответствии с положениями подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ. При этом суд первой инстанции руководствовался в том числе правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой".

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконными действий Администрации Ярославского муниципального района по включению Балашовой А.В. в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и о взыскании денежных средств социальной выплаты с Администрации, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для этого в связи с тем, что Администрация не является распорядителем бюджетных средств и ее действия не могут рассматриваться как основание для предоставления Балашовой А.В. социальной выплаты.

Суд первой инстанции не удовлетворил также исковые требования прокурора о признании недействительным (ничтожным) договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г., указав, что нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор вправе обратиться в суд с иском, в настоящем деле не имеется, а, выступая в интересах Российской Федерации, прокурор фактически обращается в защиту интересов Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, в действиях которого судом установлена недобросовестность.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение о признании недействительным договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. и о взыскании с Балашовой А.В. в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области социальной выплаты в размере 1 164 498 руб.

Суд апелляционной инстанции счел, что Балашова А.В. была включена в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы по Ярославскому муниципальному району на 2017 год с нарушением требований законодательства, в связи с чем оснований для заключения с ней договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. не имелось. Заключение с Балашовой А.В. указанного договора и предоставление ей социальной выплаты суд апелляционной инстанции квалифицировал как нецелевое расходование бюджетных средств, нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на получение мер социальной поддержки в установленном порядке, что привело к нарушению публичных интересов. Ввиду этого суд апелляционной инстанции применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ признал договор об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. недействительной (ничтожной) сделкой и применил последствия недействительности сделки (пункт 2 статьи 167 ГК РФ), взыскав с Балашовой А.В. денежные средства в виде социальной выплаты в размере 1 164 498 руб.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для освобождения Балашовой А.В. от возврата денежной суммы социальной выплаты в соответствии с положениями подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, отметив, что неосновательно выплаченные Балашовой А.В. денежные средства не подпадают под категорию денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию и не могут быть отнесены к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебное постановление суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

1. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого федерального закона).

Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 этого федерального закона).

Исходя из положений статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.

В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598).

2. В соответствии с федеральной целевой программой в Ярославской области разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п <1>, в рамках которой для улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых семей и молодых специалистов предусматривалась социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, осуществляемая в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (приложение N 2 к областной целевой программе).

--------------------------------

<1> Документ утратил силу с 3 марта 2020 г. в связи с изданием постановления правительства Ярославской области от 3 марта 2020 N 179-п "Об утверждении программы Ярославской области "Комплексное развитие сельских территорий Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства области".

При утверждении названных правил были учтены нормативные предписания Типового положения к федеральной целевой программе, в том числе об условиях, необходимых для предоставления социальной выплаты, и о порядке обращения за ней граждан, включая молодые семьи и молодых специалистов (пункты 4, 8, 12, 19, 20 - 22, 33 - 35, 39, 40, 41).

Подпунктом 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области (в редакции на день обращения Балашовой А.В. в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о предоставлении социальной выплаты - 23 июня 2016 г.), установлено, что право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

- переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);

- проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Пунктом 4 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, определено, что молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление с приложением необходимых документов, в частности подтверждающих соответствие условиям, установленным в подпункте 1.4 пункта 1 этого раздела Правил (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности).

Пунктом 6 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, закреплено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 4 данного раздела Правил, достоверность содержащихся в них сведений и формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата в течение 5 календарных дней с момента выявления недостоверной информации. Сформированные списки направляются в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области для формирования сводного списка на очередной финансовый год и на плановый период.

В соответствии с пунктами 1 и 3 раздела IV Правил право граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на получение социальной выплаты подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, оформляемым Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в соответствии с утвержденными сводными списками.

Пунктом 1.6 раздела II Правил (в редакции на день обращения Балашовой А.В. в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о предоставлении социальной выплаты - 23 июня 2016 г.) предусмотрено, что Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальной выплаты в пределах средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах на текущий финансовый год.

Из приведенных нормативных положений следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы и не имеющих в собственности жилого помещения в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Одним из условий предоставления социальной выплаты названной категории граждан является их переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района. Для реализации права на социальную выплату молодые семьи и молодые специалисты предоставляют в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы, в частности подтверждающие их соответствие в совокупности условиям, установленным для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности.

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления поданных молодой семьей или молодым специалистом документов, достоверность содержащихся в них сведений, при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных гражданином документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. По результатам проверки документов органы местного самоуправления формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району, и направляют эти списки в орган исполнительной власти (в Ярославской области - Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области), который формирует, утверждает сводные списки участников и в соответствии с этими списками перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальной выплаты.

3. Обращаясь в суд исковым требованием о признании недействительным (ничтожным) договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ, Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурор ссылались на то, что Балашова А.В. неправомерно включена Администрацией Ярославского муниципального района в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, так как она не отвечала одному из обязательных условий, содержащихся в подпункте 1.4 пункта 1 раздела III Правил (Балашовой А.В. и членами ее семьи совершен переезд в район Ярославской области из административного центра этого района - г. Ярославля, который не дает право на получение социальной выплаты).

Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ определено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ). В данном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечислены в качестве примера некоторые сделки, которые в силу прямого указания закона отнесены к ничтожным сделкам.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Из изложенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу сделка, не соответствующая требованиям закона, является оспоримой, ничтожной такая сделка является тогда, когда она еще и посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, нарушен явно выраженный запрет, установленный законом) либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Признавая договор об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Балашовой А.В. и ее работодателем - Ярославской центральной районной больницей, ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ, суд апелляционной инстанции указал на то, что данный договор посягает на публичные интересы, поскольку нарушает права неопределенного круга лиц на получение мер социальной поддержки в установленном порядке.

Однако этот вывод суда апелляционной инстанции, в отличие от вывода суда первой инстанции, сделан без учета нормативных положений Типового положения (приложение N 4 к федеральной целевой программе) и Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области (приложение N 2 к областной целевой программе), регулирующих порядок и условия для включения в списки граждан, в том числе молодых специалистов, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, особенности заключения и исполнения договора об обеспечении гражданина (молодого специалиста) жильем.

С учетом положений Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, лица, имеющие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, определяются соответствующим сводным списком, в который включаются не все желающие получить социальную выплату, а только граждане, в том числе молодые специалисты, отвечающие в совокупности условиям, предусмотренным указанными правилами, то есть круг лиц определен названным списком.

Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, для признания договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. ничтожным, поскольку заключение данного договора с Балашовой А.В. не посягало на публичные интересы, а именно не создавало препятствий для участия в областной целевой программе неопределенному кругу лиц и не нарушало их права, на что правильно указал суд первой инстанции.

Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 168 ГК РФ по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, со стороны Балашовой А.В. никаких недобросовестных, противоправных действий при реализации права на социальную выплату допущено не было, решение о признании за ней права на указанную выплату и о заключении с ней договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г. принималось Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.

4. Отменяя решение суда первой инстанции и взыскивая с Балашовой А.В. денежные средства в виде социальной выплаты, суд апелляционной инстанции сослался на пункт 2 статьи 167 ГК РФ о последствиях недействительности сделки и пришел к выводу о том, что полученная Балашовой А.В. социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в размере 1 164 498 руб. подлежит взысканию с нее в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, так как данную выплату нельзя отнести к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату на основании подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ.

Пунктом 2 статьи 167 ГК РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что в случае применения к сделке последствий ее недействительности, в частности в виде возврата стороной сделки другой стороне всего полученного по сделке, по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Суд апелляционной инстанций, указывая на то, что к спорным отношениям не подлежат применению положения подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не принял во внимание социально значимый характер полученной Балашовой А.В. в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" социальной выплаты, а также отсутствие недобросовестного, противоправного поведения со стороны Балашовой А.В. в спорных правоотношениях.

Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).

Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).

Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Балашовой А.В. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, на что обоснованно было указано судом первой инстанции при разрешении исковых требований Департамента. В связи с этим вывод суда апелляционной инстанции о том, что на спорные отношения положения подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не распространяются, сделан без учета правовой природы названной выплаты и не соответствует приведенному правовому регулированию.

Взыскивая с Балашовой А.В. денежные средства в размере полученной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Балашовой А.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Разрешая исковые требования Департамента и прокурора, суд апелляционной инстанций не принял во внимание конкретные обстоятельства включения Балашовой А.В. в списки участников мероприятий - получателей социальной выплаты в отсутствие одного из условий, предусмотренных Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, возложив бремя неблагоприятных последствий допущенных нарушений на гражданина, тем самым допустив формальный подход к разрешению настоящего спора.

Между тем судом первой инстанции было установлено и не опровергнуто судом апелляционной инстанции, что Балашовой А.В. для включения ее в состав участников на получение социальной выплаты в Администрацию Ярославского муниципального района были представлены документы, необходимые для включения ее в названный состав участников в рамках федеральной и областной целевых программ, в том числе подтверждающие регистрацию ее и членов ее семьи по месту жительства на территории г. Ярославля, регистрацию ее и членов ее семьи по месту пребывания в сельской местности <...> района: <...> область, рабочий поселок <...>, проживание и работу в организации социальной сферы Ярославского района Ярославской области - государственном учреждении здравоохранения Ярославской области Ярославской центральной районной больнице в должности врача по лечебной физкультуре.

По результатам рассмотрения этих документов решением Администрации Ярославского муниципального района Балашова А.В. была признана не имеющей жилья в сельской местности для участия в областной целевой программе и включена в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках федеральной целевой программы по категории "молодой специалист", которые были утверждены Администрацией Ярославского муниципального района. Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области на основании этих сводных списков признал за Балашовой А.В. право на получение социальной выплаты, включил ее в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения Ярославской области на 2017 год, утвержденный директором Департамента 16 февраля 2017 г., выдал ей свидетельство на предоставление социальной выплаты и перечислил денежные средства социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома.

Полученная Балашовой А.В. социальная выплата использована ею по целевому назначению: за счет денежных средств социальной выплаты осуществлено строительство жилого дома и зарегистрировано право собственности на него в установленном порядке.

В процессе реализации права на социальную выплату со стороны Балашовой А.В. не было допущено недобросовестных, противоправных действий. Напротив, недобросовестными судом первой инстанции были признаны действия Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, включившего Балашову А.В. в список участников мероприятий - получателей социальных выплат при несоответствии ее одному из обязательных условий, содержащихся в подпункте 1.4 пункта 1 раздела III Правил (осуществление переезда в район Ярославской области, который не дает право на получение социальной выплаты), перечислившего данную социальную выплату Балашовой А.В., и длительное время (3 года) не обращавшегося к Балашовой А.В. с какими-либо претензиями по поводу получения ею суммы социальной выплаты.

Лишение в сложившейся ситуации молодого специалиста Балашовой А.В. права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, не допустившей недобросовестных, противоправных действий при обращении в уполномоченные органы за реализацией права на социальную выплату, использовавшей данную выплату по ее целевому назначению, работающей в организации социальной сферы и не имеющей иного жилья в сельской местности там, где она работает, не будет отвечать целям государственной аграрной политики, направленным в том числе на привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности в социальной сфере, не имеющих там жилья и достаточных собственных средств для его приобретения. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки граждан, избравших местом жительства сельскую местность, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.

Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и взыскания с Балашовой А.В. в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области полученной ею социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области нельзя признать соответствующим целям и задачам правового регулирования отношений по обеспечению жильем молодых специалистов, изъявивших желание проживать и работать в сельской местности в социальной сфере, и предназначению указанной социальной выплаты.

Кроме того, взыскание с Балашовой А.В. социальной выплаты в порядке пункта 2 статьи 167 ГК РФ нарушает ее право на жилище, поскольку лишает ее и членов ее семьи единственного жилого помещения в Ярославском районе Ярославской области, где она работает, и ставит ее и членов ее семьи в тяжелое имущественное положение. Это не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает необходимость обеспечения государством разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы поддерживался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления от 16 июля 2008 г. N 9-П, от 17 апреля 2019 г. N 18-П и др.). Соответственно, суд апелляционной инстанции, исходя из положений пункта 4 статьи 167 ГК РФ, был вправе не применять последствия недействительности договора об обеспечении молодого специалиста жильем от 23 марта 2017 г.

Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Балашовой А.В. законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 ГПК РФ.

Суд первой инстанции, в отличие от суда апелляционной инстанции, при рассмотрении исковых требований Департамента и прокурора установил все юридически значимые обстоятельства по делу с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со специальными нормами права, регулирующими отношения по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам, принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, и правильно разрешил настоящий спор.

При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 26 ноября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. по делу N 2-151/2020 Ярославского районного суда Ярославской области Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Балашовой А.В., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 26 ноября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. по делу N 2-151/2020 Ярославского районного суда Ярославской области отменить.

Оставить в силе решение Ярославского районного суда Ярославской области от 13 июля 2020 г. по указанному делу.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления