Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2019 N 5-КГ19-107

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 августа 2019 г. N 5-КГ19-107

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2019 г. гражданское дело по иску Феоктистова Дмитрия Викторовича к Министерству внутренних дел Российской Федерации об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Феоктистова Дмитрия Викторовича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения Феоктистова Д.В., его представителя Замальдинова Р.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Торгушиной Н.В. о необходимости направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Феоктистов Д.В. 27 сентября 2016 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований Феоктистов Д.В. ссылался на то, что он с 19 декабря 2007 г. по 31 мая 2016 г. являлся сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее также - ФСКН России), на момент увольнения состоял в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 3 отдела управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Департамента собственной безопасности ФСКН России, имеет специальное звание подполковника полиции.

В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Феоктистовым Д.В. был подан рапорт о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.

Приказом директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2016 г. N 245-лс Феоктистов Д.В. был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, - в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Феоктистов Д.В. в исковом заявлении указал, что срок проведения мероприятий, связанных с передачей в МВД России функций, полномочий и штатной численности упраздненной ФСКН России, а также срок проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с трудоустройством сотрудников органов наркоконтроля в органы внутренних дел Российской Федерации истек. Однако в течение трех месяцев вакантные должности со стороны МВД России Феоктистову Д.В. не предлагались, какого-либо ответа на свой рапорт он не получил, каких-либо действий по решению вопроса о его трудоустройстве не осуществлено.

По мнению Феоктистова Д.В. МВД России нарушено его право поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в результате чего он лишен трудовых и социальных гарантий.

Феоктистов Д.В. просил обязать МВД России принять его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на должность, соответствующую его уровню профессионального образования, имеющегося опыта и квалификации, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Представитель МВД России в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований Феоктистова Д.В.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований Феоктистова Д.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Феоктистова Д.В. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 8 апреля 2019 г. Феоктистову Д.В. восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи кассационной жалобы на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 г.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 15 апреля 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 10 июля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 19 декабря 2007 г. Феоктистов Д.В. проходил службу в ФСКН России, где на момент увольнения состоял в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 3 отдела управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Департамента собственной безопасности ФСКН России, имеет специальное звание подполковника полиции.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой службы, а также штатная численность (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).

13 мая 2016 г. Феоктистовым Д.В. на имя Министра внутренних дел Российской Федерации был подан рапорт о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 в связи с упразднением ФСКН России.

Приказом директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2016 г. N 245-лс подполковник полиции Феоктистов Д.В., старший оперуполномоченный по особо важным делам 3 отдела управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Департамента собственной безопасности ФСКН России, уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613. Основанием для увольнения в приказе названы Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и рапорт Феоктистова Д.В.

Феоктистов Д.В. обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что он не был принят в порядке перевода на службу в органы внутренних дел, до настоящего времени ему неизвестно о результатах рассмотрения рапорта, поданного на имя Министра внутренних дел Российской Федерации, а также, что необоснованным затягиванием процесса перевода на службу в органы внутренних дел, бездействием ответчика истцу причинены нравственные страдания, выразившиеся в подавленном морально-психологическом состоянии, обусловленном неопределенностью в вопросе трудоустройства.

Разрешая спор по существу и отказывая Феоктистову Д.В. в удовлетворении исковых требований об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, компенсации морального вреда, суд первой инстанции, ссылался на положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и на разъяснения пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно пояснениям представителя ответчика, данным в ходе судебного разбирательства, истец лично в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение с заявлением в установленной форме о приеме его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода с целью замещения конкретной должности не обращался, утверждения истца о предоставлении им в Главное управление собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации рапорта о приеме на службу в органы внутренних дел не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, со стороны МВД России права, свободы и законные интересы истца не нарушались, доказательств такого нарушения со стороны истца не представлено.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа).

Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).

Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.

Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).

Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.

Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного указа, до 1 июня 2016 г.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределенный срок.

С сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).

По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 ноября 2017 г. N 31-П, положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу (пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 31-П).

Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в связи с упразднением ФСКН России установлен упрощенный порядок приема сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 1 июня 2016 г. в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31 мая 2016 г., их прием на службу в органы внутренних дел должен был производится в течение трех месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Истечение установленного трехмесячного срока с момента увольнения сотрудников из органов наркоконтроля не препятствует их поступлению на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при условии, что они своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу.

Кроме того, приведенное правовое регулирование не предполагает отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН России изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел. С этими сотрудниками заключается контракт о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределенный срок или срочный контракт в зависимости от того, какой ранее контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля был с ними заключен.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.

В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В силу части 5 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел при наличии следующих обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 этого закона: признание недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу (пункт 1); осуждение за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной (пункт 2), отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений (пункт 4); несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 5); близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (пункт 6); выход из гражданства Российской Федерации (пункт 7); приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства (пункт 8); представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел (пункт 9).

Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел также в случаях, если он: имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства; является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом; не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел названным федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, если сотрудник упраздненной ФСКН России изъявил желание поступить на службу в органы внутренних дел и подал рапорт с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, в отношении этого сотрудника не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, и ранее с ним в органах наркоконтроля был заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения им предельного возраста, то данный сотрудник имеет право на заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределенный срок.

Такое правовое регулирование предоставляет возможность сотруднику упраздненной ФСКН России продолжить службу в органах внутренних дел, не ухудшая свой правовой статус и материальное положение, а также отвечает требованиям справедливости и равенства.

Однако приведенные нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно.

Как установлено судебными инстанциями и не оспаривалось сторонами, Феоктистов Д.В. в связи с упразднением ФСКН России выразил желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав 13 мая 2016 г. рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации, послуживший основанием для вынесения приказа директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2016 г. N 245-лс об увольнении Феоктистова Д.В. со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613; лично обращался в Региональное управление собственной безопасности Главного управления собственной безопасности МВД России и предоставлял справочные документы необходимые для предварительного изучения кандидата на службу.

Изложенное свидетельствует о том, что сотрудником органов наркоконтроля Феоктистовым Д.В. были совершены все необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, однако МВД России в установленный законом трехмесячный срок с момента увольнения Феоктистова Д.В. из органов наркоконтроля не приняло решения в отношении Феоктистова Д.В., изъявившего при упразднении ФСКН России желание поступить на службу в органы внутренних дел, и не осуществило его перевод на определенную должность в какое-либо подразделение МВД России, что следует расценивать как фактический отказ МВД России в принятии Феоктистова Д.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156.

Соответственно, нельзя признать правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Феоктистовым Д.В. не совершено необходимых действий для поступления на службу в органы внутренних дел. Эти выводы сделаны с нарушением норм материального права, а именно положений Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.

Утверждение суда первой инстанции о том, что Феоктистов Д.В. лично в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение с заявлением установленной формы о приеме его на службу в органы внутренних дел не обращался, не основано на законе, поскольку сотрудником органов наркоконтроля Феоктистовым Д.В. в связи с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 были совершены необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (подан рапорт о принятии на службу в органы внутренних дел), однако уполномоченными лицами МВД России либо его территориальных подразделений мероприятия, которые обеспечили бы переход Феоктистова Д.В. на службу в органы внутренних дел с учетом того, что в отношении него не были выявлены предусмотренные законом обстоятельства, исключающие возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, не выполнены, в то время как необходимость выполнения таких мероприятий следует из изложенных выше нормативных правовых актов, а также предусмотрена ведомственным актом МВД России - методическими рекомендациями МВД России "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", утвержденными Департаментом государственной службы и кадров МВД России 16 мая 2016 г. N 25/3218.

Ссылка суда первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований Феоктистова Д.В. на разъяснения, содержащиеся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которым работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, свидетельствует об ошибочном толковании этих разъяснений. Данное право работодателя (представителя нанимателя) может быть реализовано им только в рамках правового регулирования трудовых (служебных) отношений и не может быть использовано произвольно.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не были устранены судом апелляционной инстанции.

Вследствие неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, суды первой и апелляционной инстанций неправильно определили и не установили юридически значимые обстоятельства для разрешения исковых требований Феоктистова Д.В. об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, компенсации морального вреда, в связи с чем неправомерны выводы судебных инстанций о том, что непринятие МВД России Феоктистова Д.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода не нарушает его права и законные интересы.

Судебная коллегия полагает также необходимым обратить внимание на следующее.

Частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

В нарушение положений части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции рассмотрели возникший спор, по которому фактически решается вопрос о восстановлении на работе (службе) сотрудника, уволенного из органов наркоконтроля в связи с переводом на службу в органы внутренних дел, когда такой перевод не состоялся, без участия в деле прокурора и дачи им заключения.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Феоктистова Д.В., что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования Феоктистова Д.В. в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, при соблюдении требований процессуального закона.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г. Москвы.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления