Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2024 N 16-КГ24-12-К4 (УИД 34RS0008-01-2021-002907-78)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июня 2024 г. N 16-КГ24-12-К4

УИД 34RS0008-01-2021-002907-78

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2024 г. кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области по доверенности Жемчужновой Татьяны Филипповны на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г.

по делу N 2-6078/2022 Центрального районного суда г. Волгограда по иску Сущенко Екатерины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области по доверенности Жемчужновой Т.Ф., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Проняевой (Сущенко) Е.С.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Сущенко Е.С. 22 марта 2021 г. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области (далее также - УФСИН России по Волгоградской области) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов.

В обоснование исковых требований Сущенко Е.С. указала, что с 21 декабря 2001 г. проходила службу в уголовно-исполнительной системе, последняя занимаемая должность - начальник отделения специального учета УФСИН России по Волгоградской области, имеет специальное звание "подполковник внутренней службы".

Приказом УФСИН России по Волгоградской области от 11 декабря 2020 г. Сущенко Е.С. была уволена со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). По расчету УФСИН России по Волгоградской области выслуга лет Сущенко Е.С. в календарном исчислении составила 20 лет 8 месяцев 17 дней, в льготном исчислении - 36 лет 10 месяцев 8 дней.

С 12 декабря 2020 г. Сущенко Е.С. назначена пенсия за выслугу лет.

При исчислении размера пенсии Сущенко Е.С. ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее также - надбавка за выслугу лет) была установлена ей в размере 25 процентов исходя из продолжительности стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе - 18 лет. В расчет выслуги лет для названной надбавки не включен период обучения Сущенко Е.С. в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Волгоградский строительный техникум" (далее также - Волгоградский строительный техникум).

Сущенко Е.С., ссылаясь на статью 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статью 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), считает, что УФСИН России по Волгоградской области при назначении ей пенсии за выслугу лет незаконно не включен в стаж ее службы для исчисления надбавки за выслугу лет период ее обучения в Волгоградском строительном техникуме, в связи с чем неправильно установлен размер такой надбавки (25 процентов вместо 30 процентов), что привело к уменьшению размера назначенной ей пенсии за выслугу лет.

Ответчик в суде иск не признал.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 16 июня 2021 г. в удовлетворении исковых требований Сущенко Е.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 сентября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 июня 2021 г. оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2022 г. решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 сентября 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Волгограда.

Согласно свидетельству о расторжении брака от 23 августа 2022 г. Сущенко Е.С. после расторжения брака изменила фамилию на "Проняева".

При новом рассмотрении дела решением Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г. исковые требования Проняевой (Сущенко) Е.С. удовлетворены, на УФСИН России по Волгоградской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Проняевой (Сущенко) Е.С. с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов с 12 декабря 2020 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г. оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г. оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Жемчужновой Т.Ф. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 7 марта 2024 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 13 мая 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явился представитель третьего лица федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 15 УФСИН России по Волгоградской области", надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, сведений о причинах неявки не предоставил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвертой статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Проняевой (Сущенко) Е.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой (решение от 1 декабря 2022 г.), апелляционной (апелляционное определение от 27 апреля 2023 г.) и кассационной (определение от 18 октября 2023 г.) инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Сущенко Е.С. с 21 декабря 2001 г. проходила службу в уголовно-исполнительной системе, последняя занимаемая должность - начальник отделения специального учета УФСИН России по Волгоградской области, имеет специальное звание "подполковник внутренней службы".

Приказом УФСИН России по Волгоградской области от 11 декабря 2020 г. Сущенко Е.С. уволена со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

В денежном аттестате, выданном 15 декабря 2020 г. УФСИН России по Волгоградской области в связи с увольнением Сущенко Е.С. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, указано, что ее должностной оклад составляет 21 229 руб., оклад по специальному званию - 13 408 руб., выслуга лет в уголовно-исполнительной системе на 1 января 2020 г. - 18 лет 11 дней, процентная надбавка за выслугу лет - 25 процентов.

С 12 декабря 2020 г. Сущенко Е.С. назначена пенсия за выслугу лет.

Согласно заключению о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденному главным экономистом УФСИН России по Волгоградской области 23 декабря 2020 г., выслуга лет Сущенко Е.С. на 11 декабря 2020 г. в календарном исчислении составляла 20 лет 8 месяцев 17 дней, в льготном исчислении - 36 лет 10 месяцев 8 дней, стаж службы для надбавки за выслугу лет - 18 лет. При исчислении размера пенсии за выслугу лет учтены: должностной оклад, оклад по званию и надбавка за выслугу лет - 25 процентов.

19 февраля 2021 г. Сущенко Е.С. обратилась в УФСИН России по Волгоградской области с заявлением о перерасчете размера назначенной ей пенсии за выслугу лет, полагая, что с учетом периода ее обучения в Волгоградском строительном техникуме размер надбавки при исчислении пенсии за выслугу лет должен составлять 30 процентов.

Письмом УФСИН России по Волгоградской области от 15 марта 2021 г. Сущенко Е.С. разъяснено, что при назначении ей пенсии за выслугу лет для определения размера пенсии были учтены величины денежного довольствия, в том числе процентная надбавка за выслугу лет (25 процентов), указанные в денежном аттестате, выданном бухгалтерией по месту службы Сущенко Е.С. и направленным отделом кадров в отделение пенсионного обеспечения вместе с другими документами для назначения Сущенко Е.С. пенсии за выслугу лет. Оснований для перерасчета размера пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов не имеется.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Проняевой (Сущенко) Е.С. о перерасчете размера пенсии за выслугу лет с момента назначения с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов, суд первой инстанции (решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г.) сослался на статью 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", абзац второй пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, пункт 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и исходил из того, что период обучения в образовательной организации может быть включен в выслугу лет сотруднику уголовно-исполнительной системы, поступившему на службу до 1 августа 2018 г., независимо от формы обучения (очно или заочно), но только если обучение проходило в гражданских образовательных организациях, а после 1 августа 2018 г. независимо от ведомственной принадлежности образовательной организации, но только по очной форме обучения, вследствие чего пришел к выводу о том, что период обучения Проняевой (Сущенко) Е.С. в среднем специальном образовательном учреждении, имевший место до ее поступления на службу, должен быть включен в выслугу лет, как сотруднику уголовно-исполнительной системы, поступившему на службу до 1 января 2018 г., и этот период подлежит учету при определении размера надбавки за выслугу лет и при исчислении размера пенсии за выслугу лет.

Суд апелляционной инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г.) согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Кассационный суд общей юрисдикции (определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г.), оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установил нарушения либо неправильного применения этими судами норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, иных категорий лиц и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определен круг лиц, на которых распространяется действие этого Закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 указаны виды пенсий, назначаемых в соответствии с названным Законом.

В их числе - пенсия за выслугу лет (пункт "а" части первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Согласно пункту "а" части первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 этого Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную данным Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной - гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более (подпункт "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".

В соответствии с частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Абзацем первым пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 - 10 данного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), с обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона; далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К числу дополнительных выплат, установленных сотрудникам, относится ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1 части 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге лет):

1) от 2 до 5 лет - 10 процентов;

2) от 5 до 10 лет - 15 процентов;

3) от 10 до 15 лет - 20 процентов;

4) от 15 до 20 лет - 25 процентов;

5) от 20 до 25 лет - 30 процентов;

6) 25 лет и более - 40 процентов.

Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, определяется Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 утверждено Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Пунктами 2, 3(1), 3(2) указанного Положения определен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В этом перечне период обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, в том числе по основным образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения, не поименован.

Из изложенных выше нормативных положений следует, что пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, предусматривающими исчисление пенсии за выслугу лет из суммы денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы, в котором учитывается помимо месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и иных дополнительных выплат ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Размер этой надбавки зависит от стажа службы (выслуги лет) сотрудника уголовно-исполнительной системы. В частности, при стаже службы от 15 до 20 лет размер надбавки за выслугу лет составляет 25 процентов, при стаже службы от 20 до 25 лет - 30 процентов.

При этом действующим правовым регулированием определен исчерпывающий перечень периодов, включаемых в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и данный перечень не предусматривает включения в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы периода обучения сотрудников до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования.

Суды первой и апелляционной инстанций (решение от 1 декабря 2022 г. и апелляционное определение от 27 апреля 2023 г.) приведенные нормы материального права к спорным отношениям применили неправильно, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что период обучения Проняевой (Сущенко) Е.С. в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Волгоградский строительный техникум", имевший место до ее поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы, подлежит учету при определении размера надбавки за выслугу лет.

Суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии за выслугу лет, и периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для определения процентной надбавки за выслугу лет не идентичны. Размер надбавки за выслугу лет определяется не из стажа службы (выслуги лет), учитываемого при назначении сотруднику пенсии за выслугу лет, а из стажа службы (выслуги лет), исчисленного для назначения именно такой надбавки, то есть исходя из тех периодов, включение которых в стаж службы (выслугу лет) сотрудника предусмотрено Положением об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43.

Суды первой и апелляционной инстанций также не учли, что на день увольнения Проняевой (Сущенко) Е.С. со службы в уголовно-исполнительной системе 11 декабря 2020 г. в составе ее денежного довольствия была ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в размере 25 процентов, рассчитанная УФСИН России по Волгоградской области в соответствии с Положением об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43.

Суждение судов первой и апелляционной инстанций о том, что период обучения Проняевой (Сущенко) Е.С. в среднем специальном образовательном учреждении, имевший место до ее поступления на службу, подлежащий включению в выслугу лет как сотруднику уголовно-исполнительной системы, поступившему на службу до 1 августа 2018 г., подлежит учету при исчислении размера пенсии за выслугу лет, противоречит нормативным положениям Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" о порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе.

Статьей 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ), вступившего в силу с 1 августа 2018 г., определен порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном данным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ приведены периоды, которые включаются в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе.

В частности, пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено включение в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемого из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

При этом в части 4 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ указаны периоды, которые подлежат включению в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе в зависимости от цели определения стажа службы (выслуги лет).

Так, согласно пункту 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ для назначения пенсии за выслугу лет в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 названной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении).

Для назначения надбавки за выслугу лет в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении) (пункт 2 части 4 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ). Такие периоды определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".

Из приведенного следует, что в зависимости от цели определения стажа службы (выслуги лет) законом определены различные периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) уголовно-исполнительной системы. При этом периоды, которые подлежат включению в стаж службы (выслугу лет) для определения права сотрудника уголовно-исполнительной системы на пенсию за выслугу лет, и периоды, которые включаются сотруднику уголовно-исполнительной системы в стаж службы (выслугу лет) для назначения надбавки за выслугу лет, не совпадают. Период обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, подлежащий включению (зачету) в стаж службы (выслугу лет) для определения права на пенсию за выслугу лет при соответствующих условиях, не поименован нормами законодательства, как действовавшего в период прохождения Проняевой (Сущенко) Е.С. службы с 2001 года по 2020 год, так и действующего при увольнении ее со службы, а также действующего в настоящее время, в качестве периода, подлежащего зачету в стаж службы (выслугу лет) для назначения надбавки за выслугу лет и определения ее размера.

При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что период обучения Проняевой (Сущенко) Е.С. в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Волгоградский строительный техникум", имевший место до ее поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, подлежит учету при исчислении размера пенсии за выслугу лет, и, как следствие, об удовлетворении исковых требований Проняевой (Сущенко) Е.С. о возложении обязанности на УФСИН России по Волгоградской области произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов с 12 декабря 2020 г. не соответствует закону.

Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе представителя УФСИН России по Волгоградской области законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей первой - третьей статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ввиду изложенного решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует принять во внимание приведенное и разрешить исковые требования Проняевой (Сущенко) Е.С. на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г. по делу N 2-6078/2022 Центрального районного суда г. Волгограда отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Волгограда.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления