ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 ноября 2023 г. N 16-КГ23-45-К4
УИД 34RS0005-01-2020-005333-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2023 г. кассационную жалобу представителя Щепетнова Антона Николаевича по доверенности Горожанкина Сергея Александровича на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 февраля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г.
по делу N 2-699/2022 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда по иску Щепетнова Антона Николаевича к Астраханской таможне о взыскании доплаты к компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, доплаты к компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., возражения на кассационную жалобу представителя Астраханской таможни по доверенности Соколовой Т.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Щепетнов А.Н. 14 октября 2020 г. через представителя по доверенности Горожанкина С.А. обратился в суд с иском к Астраханской таможне о взыскании доплаты к компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, доплаты к компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований представитель истца указал, что Щепетнов А.Н. с 10 марта 2004 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях, с 26 декабря 2012 г. - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Приказом начальника Астраханской таможни от 27 марта 2020 г. Щепетнов А.Н. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы с 6 апреля 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
При увольнении Щепетнову А.Н. Астраханской таможней были выплачены в том числе компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск.
Щепетнов А.Н. полагал, что указанные выплаты были произведены ему ответчиком не в полном объеме, поскольку при исчислении месячного денежного содержания для случаев выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены полученные им в период с апреля 2019 г. по март 2020 г. суммы материального стимулирования.
Щепетнов А.Н. просил суд взыскать с Астраханской таможни доплату к компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, составляющую разницу между такой компенсацией, исчисленной с учетом полученных им в период с апреля 2019 г. по март 2020 г. сумм материального стимулирования, и компенсацией, начисленной ответчиком без учета этих сумм, - 60 538 руб., доплату к компенсации за неиспользованный отпуск - 2180 руб. 72 коп., а также компенсацию за нарушение Астраханской таможней срока выплат, полагающихся ему при увольнении, в размере 3834 руб. 20 коп. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 декабря 2020 г. исковые требования Щепетнова А.Н. удовлетворены частично. Суд первой инстанции взыскал с Астраханской таможни в пользу Щепетнова А.Н. доплату к компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 53 666 руб. 68 коп., доплату к компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2169 руб. 07 коп., компенсацию за нарушение срока выплат за период с 7 апреля по 12 октября 2020 г. в размере 3508 руб. 18 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., отказав Щепетнову А.Н. в удовлетворении остальной части исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2021 г. решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г. решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 февраля 2022 г. Щепетнову А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 г. решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 г. оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем Щепетнова А.Н. по доверенности Горожанкиным С.А. ставится вопрос о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 февраля 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 30 июня 2023 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 20 октября 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились истец Щепетнов А.Н. и его представитель Горожанкин С.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Щепетнов А.Н. с 10 марта 2004 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации в различных должностях, с 26 декабря 2012 г. - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Приказом начальника Астраханской таможни от 27 марта 2020 г. Щепетнов А.Н. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы с 6 апреля 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
При увольнении Щепетнову А.Н. ответчиком была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 150 742 руб. 64 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 4807 руб. 36 коп.
При расчете указанных выплат ответчиком не были учтены начисленные Щепетнову А.Н. в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта (с апреля 2019 г. по март 2020 г.), стимулирующие выплаты - единовременное поощрение в размере 96 000 руб. и единовременное поощрение по итогам работы в размере 65 000 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Щепетнова А.Н. о взыскании доплаты к компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, доплаты к компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, указал, что при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания федерального государственного гражданского служащего Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Поскольку средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, по мнению суда первой инстанции, не входят в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования, полученные Щепетновым А.Н. в период с апреля 2019 г. по март 2020 г., не подлежат учету при расчете его денежного содержания для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив при этом довод апелляционной жалобы Щепетнова А.Н. о том, что судом первой инстанции не было учтено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, в котором Министерство финансов Российской Федерации дополняет перечень выплат, учитываемых при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск для федеральных государственных гражданских служащих. Суд апелляционной инстанции счел, что в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", учитываемых в составе денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, дополнительно указав, что исчисление денежного содержания Щепетнова А.Н. осуществлялось ответчиком в соответствии с нормами, регулирующими спорные отношениями, действовавшими на день его увольнения - 6 апреля 2020 г., в связи с чем является правильным вывод суда первой инстанции о том, что средства материального стимулирования не подлежат учету при расчете денежного содержания Щепетнова А.Н. для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в государственном органе. Кассационный суд общей юрисдикции также отметил, что в статьи 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2022 г., но не раскрыл содержание этих изменений.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Пунктами 1 - 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г.) определены дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего. К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) <1>; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
--------------------------------
<1> Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 "Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ после слова "премии" дополнен словами "в том числе"
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, до 1 января 2023 г. был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 <2> (далее также - Правила).
--------------------------------
<2> Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, утратили силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля с 2022 г. N 554, утвердившего новые Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих
Пунктом 2 Правил (здесь и далее нормы Правил изложены в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г.) предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 этих правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г., были установлены нормативы формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа <3> (далее нормы данной статьи изложены в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г.).
--------------------------------
<3> Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" статья 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г N 79-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2022 г, изменены правила формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 этой статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" <4> в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г., было установлено, за счет каких средств формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих (далее положения Указа приведены в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г.).
--------------------------------
<4> Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 751 "О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" пункты 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" признаны утратившими силу с 1 января 2023 г.
Так, пунктом 8 названного указа было предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 этого же указа было определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 данного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; повышенного денежного содержания; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего на дату увольнения Щепетнова А.Н. (6 апреля 2020 г.) формировался за счет средств для выплат, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г.), в том числе средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, включая материальное стимулирование гражданских служащих.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суды первой, апелляционной и кассационной инстанций неправильно применили подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права о составе денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Между тем юридически значимым по настоящему делу с учетом заявленных Щепетновым А.Н. требований о взыскании доплаты к компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, доплаты к компенсации за неиспользованный отпуск и в целях установления состава его денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением является определение правовой природы произведенных ему Астраханской таможней в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с апреля 2019 г. по март 2020 г.) выплат в виде единовременных поощрений за счет средств материального стимулирования.
В ходе рассмотрения дела Щепетнов А.Н. приводил доводы о том, что выплаты ему сумм материального стимулирования в период с апреля 2019 г. по март 2020 г. осуществлялись ответчиком за счет объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенных федеральным государственным органам на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, что стороной ответчика не оспаривалось.
Какой-либо правовой оценки судебных инстанций эти доводы Щепетнова А.Н. как имеющие существенное значение для определения правовой природы полученных им выплат в виде материального стимулирования и возможности их отнесения к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами (часть 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, не получили. Акты, послужившие основанием для выделения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, в том числе Астраханской таможне в период с апреля 2019 г. по март 2020 г., в нарушение требований статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебными инстанциями не истребовались и в материалы дела не представлены.
Таким образом, приведенные Щепетновым А.Н. в обоснование исковых требований доводы относительно правовой природы полученных им выплат в виде материального стимулирования в нарушение принципа осуществления правосудия на основе равноправия и состязательности сторон спора (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебными инстанциями не проверены.
Кроме того, Щепетнов А.Н. при рассмотрении дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций ссылался на необходимость учета при разрешении его исковых требований разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, которым были предусмотрены в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов. В этом письме Министерством финансов Российской Федерации указано, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Отклоняя данные доводы Щепетнова А.Н., судебные инстанции полагали, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, не подлежат учету при разрешении настоящего спора, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями давать разъяснения о составе денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Однако в пункте 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, указано на то, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (в редакции, действовавшей на дату увольнения Щепетнова А.Н. - 6 апреля 2020 г.), Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, помимо прочего, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Щепетнова А.Н. следовало принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения, чего судами нижестоящих инстанций сделано не было.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 также указано, что статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Судебными инстанциями в связи с неправильным применением норм материального права в нарушение требований статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливалось, за счет каких средств и на основании каких нормативных актов Щепетнову А.Н. производились выплаты материального стимулирования в 2019 - 2020 гг.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, сделаны без исследования и правовой оценки по существу всех юридически значимых обстоятельств дела.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе представителя Щепетнова А.Н. - Горожанкина С.А. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка кассационного суда общей юрисдикции на внесенные в законодательство изменения, касающиеся нормативов формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, правового значения не имеет, поскольку для правильного разрешения настоящего спора судебным инстанциям следовало к спорным отношениям применять во взаимосвязи положения нормативно-правовых актов в редакциях, действовавших на момент возникновения этих отношений.
С учетом приведенного выше обжалуемые судебные постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 9 февраля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
------------------------------------------------------------------