Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 N 59-КГ19-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 августа 2019 г. N 59-КГ19-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной С.В., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 г. гражданское дело по иску Шкурина Александра Ивановича к совету по вопросам государственной службы Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Амурской области

по кассационной жалобе представителя министерства юстиции Амурской области по доверенности Бартулевой Светланы Васильевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 сентября 2018 г., которым отменено решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 мая 2018 г. об отказе в удовлетворении иска и по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя министерства юстиции Амурской области по доверенности Бартулевой С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Шкурина А.И. по доверенности Таракановского А.С.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шкурин Александр Иванович 3 ноября 2015 г. обратился в суд с иском к совету по вопросам государственной службы Амурской области о признании незаконным решения совета по вопросам государственной службы Амурской области от 10 апреля 2015 г. N 15/2 об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области".

В обоснование предъявленных требований Шкурин А.И. указал, что с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г. он замещал должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области.

16 июля 2013 г. Шкурин А.И. достиг возраста, дающего право на пенсию по старости.

16 февраля 2015 г. Шкурин А.И. обратился в совет по вопросам государственной службы Амурской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области".

10 апреля 2015 г. советом по вопросам государственной службы Амурской области принято решение N 15/2 об отказе Шкурину А.И. в назначении пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", в связи с отсутствием правовых оснований для ее установления.

15 апреля 2015 г. сопредседателем совета по вопросам государственной службы Амурской области было сообщено Шкурину А.И. о том, что замещаемая им должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области не относится к государственным должностям Амурской области, перечисленным в части 4 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области".

Шкурин А.И. считает решение совета по вопросам государственной службы Амурской области от 10 апреля 2015 г. N 15/2 незаконным, полагая, что он, замещая должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области, фактически выполнял функции, схожие с выполняемыми в настоящее время первым заместителем председателя Правительства Амурской области, должность которого является государственной должностью Амурской области. Ввиду этого отсутствие замещаемой им должности в числе государственных должностей Амурской области, поименованных в части 4 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", не исключает возможности назначения ему пенсии за выслугу лет в соответствии с названным законом.

Представитель ответчика в суде первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований Шкурина А.И.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 21 января 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 7 сентября 2016 г., в удовлетворении исковых требований Шкурина А.И. отказано.

Постановлением президиума Амурского областного суда от 26 февраля 2018 г. указанные судебные постановления отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела решением Благовещенского городского суда Амурской области от 11 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований Шкурина А.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 сентября 2018 г. решение суда первой инстанции от 11 мая 2018 г. отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований Шкурина А.И. Признано незаконным решение совета по вопросам государственной службы Амурской области от 10 апреля 2015 г. N 15/2, на ответчика возложена обязанность назначить Шкурину А.И. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области".

В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подана кассационная жалоба представителем министерства юстиции Амурской области по доверенности Бартулевой С.В. с указанием на то, что согласно части 2 статьи 1 Закона Амурской области от 11 марта 1998 г. N 60-ОЗ "О совете по вопросам государственной службы области" совет по вопросам государственной службы Амурской области является постоянно действующим органом, образуемым при губернаторе Амурской области. На основании постановления губернатора Амурской области от 22 октября 2014 г. N 275 "Об определении уполномоченного органа и внесении изменений в некоторые акты губернатора Амурской области" Министерство юстиции Амурской области является органом, уполномоченным представлять интересы губернатора и Правительства Амурской области в суде без дополнительного поручения. В кассационной жалобе ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 сентября 2018 г., как незаконного.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 7 мая 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 28 июня 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Шкурин А.И. с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г. замещал должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области.

23 апреля 2001 г. Шкурин А.И. уволен на основании пункта 3 статьи 5 Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ "О государственной службе области" в связи с окончанием срока полномочий Главы Администрации области.

16 июля 2013 г. Шкурин А.И. (<...> года рождения) достиг возраста, дающего право на пенсию по старости.

16 февраля 2015 г. Шкурин А.И. обратился в совет по вопросам государственной службы Амурской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет на основании Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области".

10 апреля 2015 г. советом по вопросам государственной службы Амурской области принято решение N 15/2, которым Шкурину А.И. отказано в назначении предусмотренной названным выше законом пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием правовых оснований для ее установления.

15 апреля 2015 г. сопредседателем совета по вопросам государственной службы Амурской области письмом было сообщено Шкурину А.И. о том, что замещаемая им должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области не относится к государственным должностям Амурской области. В письме также разъяснено, что он вправе обратиться с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области".

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шкурина А.И. к совету по вопросам государственной службы Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Амурской области, суд первой инстанции исходил из того, что Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", в соответствии с которым Шкурин А.И. просил назначить ему пенсию за выслугу лет, и Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области" с 1 января 2007 г. на законодательном уровне Амурской области разграничен круг лиц, замещающих государственные должности Амурской области, и должности государственных гражданских служащих Амурской области, определены основы их правового статуса, виды и объемы предоставляемых им государственных гарантий.

Учитывая, что замещаемая истцом с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г. должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области не включена в перечень государственных должностей Амурской области, поименованных в части 4 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", истец на день официального опубликования названного закона государственную должность Амурской области не замещал, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения совета по вопросам государственной службы Амурской области от 10 апреля 2015 г. N 15/2 и возложения на ответчика обязанности назначить Шкурину А.И. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области". По мнению суда первой инстанции, данный закон не позволяет устанавливать пенсию за выслугу лет при наличии тождественности функциональных обязанностей по должности первого заместителя председателя Правительства Амурской области, названной в данном законе, и функциональных обязанностей по должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области, которая существовала до вступления в силу этого закона (1 января 2007 г.). При этом суд первой инстанции указал, что анализ должностных обязанностей первого заместителя председателя Правительства Амурской области и первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области показывает, что полномочия первого заместителя председателя Правительства Амурской области шире, чем круг обязанностей первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области, они охватывают все сферы деятельности области, в том числе по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, высшими органами области.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Шкурина А.И. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 мая 2018 г., не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда и удовлетворил исковые требования Шкурина А.И.

Суд апелляционной инстанции полагал, что исходя из норм Закона Амурской области от 27 октября 2003 г. N 257-ОЗ "О стаже государственной службы государственных служащих области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А", Закона Амурской области от 28 июня 2005 г. N 23-ОЗ "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим государственной гражданской службы области и лицам, замещавшим государственные должности области", Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" и Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет гражданским служащим области и лицам, замещавшим государственные должности области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 27 марта 2007 г. N 184, имеющим значение для дела обстоятельством является установление тождества между должностными обязанностями, выполнявшимися истцом в период замещения им должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области, и должностными обязанностями, установленными для должностей, включенных в реестр государственных должностей Амурской области.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области и должность первого заместителя председателя Правительства Амурской области, являющаяся государственной должностью Амурской области, замещение которой дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", тождественны по объему полномочий, а поэтому невключение в установленный этим законом перечень государственных должностей Амурской области замещаемой Шкуриным А.И. должности не может приводить к нарушению принципа социальной справедливости, при равных условиях на истца должны распространяться гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В период замещения Шкуриным А.И. должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г. действовал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ; утратил силу с 1 февраля 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), который устанавливал правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ государственная должность определялась как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (абзац первый пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).

Государственные должности в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ подразделялись на:

1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А". Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ; признан утратившим силу пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации");

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б" (подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ);

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В" (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).

Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" давался в Реестре государственных должностей в Российской Федерации (абзац седьмой пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, являлась частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.

В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включались государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагался перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждался Президентом Российской Федерации (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ следует, что государственные должности подразделялись на государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (государственные должности категории "А"), а также на должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", и учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (соответственно, государственные должности категорий "Б" и "В").

При этом государственные должности категорий "Б" и "В" относились к государственным должностям государственной службы.

Таким образом, правовой статус государственной должности определялся в зависимости от того, с какой целью эта должность учреждалась.

Регулирование отношений в сфере государственной службы Амурской области и правовое положение государственных служащих Амурской области в период замещения Шкуриным А.И. должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г. осуществлялось в соответствии с нормативными положениями Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ "О государственной службе области" (далее - Закон Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ; этот закон утратил силу с 1 февраля 2005 г. в связи с принятием Закона Амурской области от 27 мая 2005 г. N 3-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов Амурской области", за исключением части 3 статьи 8, утратившей силу со дня вступления в силу Закона Амурской области от 28 июня 2005 г. N 22-ОЗ "О квалификационных требованиях к должностям государственной гражданской службы области").

Согласно пунктам 1, 3 статьи 1 Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ "О государственной службе области" под государственной службой в этом законе понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти области. Государственная служба исполнялась в органах государственной власти на штатных государственных должностях, включенных в соответствующий Реестр государственных должностей государственной службы.

Понятие государственной должности было дано в пункте 1 статьи 3 Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ - учрежденная в установленном порядке должность в областном Совете народных депутатов, Администрации области и иных органах государственной власти с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа и ответственностью за исполнение этих обязанностей, содержащаяся за счет средств областного бюджета.

Перечень государственных должностей государственной службы области категории "Б" и "В" включался в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ).

В силу части 1 статьи 1 Закона Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ "О Реестре государственных должностей государственных служащих области" (в редакции Закона Амурской области от 3 февраля 1999 г. N 128-ОЗ, действовавшей на период замещения Шкуриным А.И. должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г.; далее также - Закон Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ; утратил силу с 1 февраля 2005 г. связи с принятием Закона Амурской области от 27 мая 2005 г. N 3-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов Амурской области") к государственным должностям государственной службы Амурской области категории "А" относились должности Председателя областного Совета народных депутатов, Главы Администрации области, заместителя Председателя областного Совета народных депутатов, председателя постоянной комиссии областного Совета народных депутатов, депутатов областного Совета народных депутатов, работающих в областном Совете народных депутатов на постоянной оплачиваемой основе, председателя избирательной комиссии Амурской области, заместителя председателя избирательной комиссии Амурской области, секретаря избирательной комиссии Амурской области, председателя контрольно-счетной палаты Амурской области, заместителя председателя контрольно-счетной палаты Амурской области, аудиторов контрольно-счетной палаты Амурской области.

Законом Амурской области от 22 декабря 2000 г. N 277-ОЗ внесены дополнения в Закон Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ, в соответствии с которыми к государственным должностям Амурской области категории "А" стала также относиться должность уполномоченного по правам человека в Амурской области.

Законом Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ "О Реестре государственных должностей государственных служащих области" на основе федерального законодательства и Закона Амурской области "О государственной службе области" был установлен перечень государственных должностей государственных служащих области категории "Б" и "В" (Реестр), в соответствии с которым формировались структуры и штаты аппаратов областного Совета народных депутатов, Администрации области, ее структурных подразделений, других государственных органов (пункт 2 статьи 1 Закона Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ).

Государственные должности государственных служащих области категории "Б" разделов I и II Реестра государственных должностей государственных служащих Амурской области учреждались для обеспечения деятельности государственных должностей области категории "А". Срок замещения этих должностей на основании федерального законодательства не мог превышать срок полномочий лиц, деятельность которых они обеспечивали (пункт 3 статьи 1 Закона Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ).

Статьей 2 Закона Амурской области от 27 декабря 1996 г. N 123-ОЗ был утвержден Реестр государственных должностей государственных служащих Амурской области (приложение к названному закону).

Должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области была отнесена к категории "Б" - высшим государственным должностям государственных служащих, замещаемым в порядке назначения, для обеспечения деятельности Главы Администрации Амурской области (раздел II Реестра государственных должностей государственных служащих Амурской области в редакции Закона Амурской области от 3 февраля 1999 г. N 128-ОЗ).

Исходя из положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и законодательства Амурской области, регулировавших правовое положение государственных служащих Российской Федерации и государственных служащих субъекта Российской Федерации - Амурской области, замещаемая Шкуриным А.И. должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области относилась к государственным должностям государственной службы Амурской области (государственные должности категории "Б"), учреждалась в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения полномочий Главы Администрации Амурской области, то есть лица, замещающего государственную должность категории "А".

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) введено понятие "государственная гражданская служба Российской Федерации" вместо ранее применявшегося понятия "государственная должность государственной службы".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (статья 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Федеральный закон, регулирующий деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в настоящее время отсутствует.

В Амурской области были приняты два закона: Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" и Закон Амурской области от 13 декабря N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области", вступившие в силу с 1 января 2007 г.

Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" (далее также - Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ) установлен перечень лиц, замещающих государственные должности Амурской области, основы их правового статуса, определены виды и объемы предоставляемых им государственных гарантий.

Частью 1 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ (здесь и далее нормы закона приводятся в редакции от 28 ноября 2014 г., действовавшей на момент обращения Шкурина А.И. 16 февраля 2015 г. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в совет по вопросам государственной службы Амурской области) предусмотрено, что государственной должностью Амурской области является должность, устанавливаемая федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области, законами области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ к государственным должностям Амурской области относятся должности: губернатора области, первого заместителя председателя Правительства области, заместителя председателя Правительства области, министра области.

Лицу, замещающему государственную должность Амурской области, предоставляется пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных данным законом, иными нормативными правовыми актами области (пункт 6 части 1 статьи 8 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).

Лицо, замещавшее государственную должность Амурской области, имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств областного бюджета, исходя из размера базового денежного вознаграждения с учетом срока замещения государственной должности области (часть 2 статьи 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).

Право на пенсию за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (часть 3 статьи 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).

Лицу, замещавшему государственную должность Амурской области, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию при замещении государственной должности Амурской области сроком от года до трех лет устанавливается в размере 55 процентов базового денежного вознаграждения по соответствующей должности (пункт 1 части 4 статьи 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).

Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" в статье 17 предусмотрены переходные положения, в силу которых лицо, замещающее на день официального опубликования данного закона должность, указанную в части 4 статьи 1 этого же закона, является лицом, замещающим государственную должность области, и на него распространяется действие названного закона со дня вступления его в силу.

Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области" (далее также - Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ) установил правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Амурской области.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ (здесь и далее - в редакции от 29 декабря 2014 г., действовавшей на время возникновения спорных отношений) под государственной гражданской службой Амурской области (далее - гражданская служба) понимается вид государственной службы Российской Федерации, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы области (далее - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области и лиц, замещающих государственные должности области.

Гражданский служащий области - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, получающий денежное содержание за счет средств областного бюджета (пункт 3 статьи 2 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ).

Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ утвержден реестр должностей государственной гражданской службы Амурской области (приложение N 1).

Согласно части 1 статьи 20 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ гражданские служащие при наличии общего стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы по соответствующим основаниям, указанным в этой норме.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Право на пенсию за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", независимо от даты увольнения с гражданской службы (части 2 и 6 статьи 20 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ.

Из приведенных нормативных положений, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что законодательством субъекта Российской Федерации Амурской области разграничены государственные должности Амурской области и должности государственной гражданской службы Амурской области, различающиеся по своей правовой природе, видам и объемам предоставляемых государственных гарантий, в том числе в части условий установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности, и государственным гражданским служащим.

Между тем судом апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Шкурина А.И. к совету по вопросам государственной службы Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Амурской области, не были применены нормы материального права, регулировавшие в период замещения Шкуриным А.И. должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области, правовое положение лиц, занимавших государственные должности и государственные должности государственной службы, а также нормы, определяющие в настоящее время правовой статус лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, в их взаимосвязи.

Суд апелляционной инстанции не учел, что должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области, которую занимал Шкурин А.И. в период с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г., была учреждена для обеспечения исполнения полномочий лица, занимающего государственную должность субъекта - Главы Администрации Амурской области, включалась в категорию государственных должностей государственной службы субъекта Российской Федерации, которая после принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области" была отнесена к категории должностей государственной гражданской службы Амурской области.

Удовлетворяя исковые требования Шкурина А.И. об обязании назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", суд апелляционной инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что законодательством субъекта Российской Федерации Амурской области разграничены правовые основания и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Амурской области (Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ) и государственным гражданским служащим Амурской области (Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ). Вместе с тем Шкурин А.И. как в период с 9 марта 1999 г. по 23 апреля 2001 г., так и на дату вступления в силу Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ государственную должность субъекта Российской Федерации, в том числе поименованную в части 4 статьи 1 этого закона, не замещал, следовательно, действие данного закона на него, как ошибочно полагал суд апелляционной инстанции, не распространяется.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции о том, что обстоятельством, имеющим значение для дела является установление тождества между должностными обязанностями, выполнявшимися истцом в период замещения им должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области, и должностными обязанностями, установленными для лиц, замещающих должности, включенные в реестр государственных должностей Амурской области.

Суд апелляционной инстанции в обоснование своего решения об удовлетворении исковых требований Шкурина А.И., поскольку имеет место тождественность должностных обязанностей истца с должностными обязанностями первого заместителя председателя Правительства Амурской области, сослался на Закон Амурской области от 27 октября 2003 г. N 257-ОЗ "О стаже государственной службы государственных служащих области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А", Закон Амурской области от 28 июня 2005 г. N 23-ОЗ "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим государственной гражданской службы области и лицам, замещавшим государственные должности области", и на Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет гражданским служащим области и лицам, замещавшим государственные должности области, утвержденное постановлением Губернатора Амурской области от 27 марта 2007 г. N 184, принятые после окончания периода осуществления Шкуриным А.И. полномочий первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области. Однако эти нормативные правовые акты Амурской области не определяют понятие государственной должности и должности государственной гражданской службы, а действовавшее в названный спорный период законодательство субъекта Российской Федерации, которым был подробно регламентирован статус замещаемой Шкуриным А.И. должности, суд не учитывал.

Установление судом апелляционной инстанции тождества между должностными обязанностями по должности первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области и должностными обязанностями лиц, занимающих государственные должности Амурской области, поименованные в Законе Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", противоречит правовому регулированию спорных отношений.

Ввиду изложенного нельзя признать правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что должность первого заместителя Главы Администрации Амурской области - председателя комитета Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом Амурской области и должность первого заместителя председателя Правительства Амурской области, являющаяся государственной должностью Амурской области, замещение которой дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", тождественны по объему полномочий.

Кроме того, заслуживающими внимания являются доводы представителя Министерства юстиции Амурской области, приводившиеся в судебном заседании суда апелляционной инстанции 13 августа 2018 г. и в возражениях на апелляционную жалобу истца от 3 сентября 2018 г. о том, что в целях назначения (перерасчета) пенсий за выслугу лет лицам, замещающим до 1 января 2007 г. должности государственной гражданской службы Амурской области, Законом Амурской области от 24 марта 2008 г. N 9-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты о государственной гражданской службе области и государственных должностях области" была введена Таблица должностных окладов государственных должностей, применяемых для перерасчета пенсии за выслугу лет (приложение N 4 к Закону Амурской области от 24 марта 2008 г. N 9-ОЗ), в которую включена в том числе государственная должность государственной службы Амурской области - первого заместителя Главы Администрации Амурской области. Использование этой таблицы производится для исчисления размера пенсии за выслугу лет, назначаемой в соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области".

Данные доводы представителя ответчика предметом исследования суда апелляционной инстанции не являлись и правовой оценки в обжалуемом судебном постановлении в нарушение статей 327.1, 329 ГПК РФ не получили.

С учетом приведенного выше апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 сентября 2018 г. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 сентября 2018 г. отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Амурский областной суд.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления