ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 июня 2019 г. N 9-КГ19-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 июня 2019 г. гражданское дело по иску Кищенко Ларисы Михайловны к государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Московского района города Нижнего Новгорода" о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации
по кассационной жалобе Кищенко Ларисы Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 июля 2018 г., которым отменено решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 марта 2018 г. об удовлетворении исковых требований. По делу принято новое решение об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя истца Кищенко Л.М. - адвоката Инягиной Т.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Кищенко Лариса Михайловна обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Московского района города Нижнего Новгорода" (далее также - УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода, орган социальной защиты населения) о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В обоснование исковых требований Кищенко Л.М. ссылалась на то, что является женой военнослужащего срочной службы Вооруженных Сил СССР Кищенко Олега Михайловича, погибшего 20 апреля 1986 г. при исполнении обязанностей военной службы в Республике Афганистан.
Кищенко Л.М., полагая, что как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", 14 сентября 2017 г. обратилась в военный комиссариат Нижегородской области с заявлением о назначении ей названной выплаты.
Письмом военного комиссара Нижегородской области от 21 сентября 2017 г. заявление Кищенко Л.М. было направлено по принадлежности в адрес УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода и Кищенко Л.М. было сообщено о том, что выплата ежемесячной денежной компенсации на основании названного федерального закона назначается органом социальной защиты населения.
18 октября 2017 г. письмом УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода Кищенко Л.М. была уведомлена об отсутствии оснований для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" со ссылкой на отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Нижнего Новгорода в назначении Кищенко Л.М. пенсии по случаю потери кормильца ввиду недостижения ею возраста 55 лет.
По мнению Кищенко Л.М., отказ ответчика в назначении ей ежемесячной денежной компенсации как супруге военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, при наличии всех необходимых условий является неправомерным, в связи с чем просила суд признать незаконным отказ УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2017 г. в назначении ей ежемесячной денежной компенсации, признать за ней право на получение указанной выплаты, обязать УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 14 сентября 2017 г.
Представитель ответчика УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода в суде исковые требования не признал.
Решением Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 марта 2018 г. исковые требования Кищенко Л.М. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Московского района города Нижнего Новгорода" от 18 октября 2017 г. N 2989-УСЗ Кищенко Л.М. на получение ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", признал за Кищенко Л.М. право на получение ежемесячной денежной компенсации по названному федеральному закону, обязал УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода назначить Кищенко Л.М. ежемесячную денежную компенсацию начиная с 29 сентября 2017 г., взыскал с УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода в пользу Кищенко Л.М. расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 июля 2018 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе Кищенко Л.М. в удовлетворении исковых требований.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Кищенко Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 июля 2018 г. и оставления в силе решения Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 марта 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 26 февраля 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 19 апреля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на нее исполняющего обязанности директора УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода Карлиновой М.А., заслушав объяснения представителя истца Кищенко Л.М. - адвоката Инягиной Т.Г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кищенко Л.М. были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Кищенко Л.М., <...> года рождения, является женой Кищенко О.М., <...> года рождения, который при прохождении срочной службы в Вооруженных Силах СССР, 20 апреля 1986 г. погиб при исполнении обязанностей военной службы в Республике Афганистан.
По достижении Кищенко Л.М. 31 августа 2016 г. возраста <...> лет она 14 сентября 2017 г. обратилась в военный комиссариат Нижегородской области с заявлением с приложением необходимых документов о назначении ей как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
21 сентября 2017 г. письмом военного комиссара Нижегородской области Кищенко Л.М. была уведомлена о том, что ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" назначается органом в сфере социальной защиты населения, в связи с чем ее заявление с приложенными документами о назначении названной выплаты направлено по принадлежности в адрес УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода.
Письмом директора государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Московского района города Нижнего Новгорода" от 18 октября 2017 г. со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Кищенко Л.М. было сообщено об отсутствии оснований для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" при наличии отказа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Нижнего Новгорода в назначении Кищенко Л.М. пенсии по случаю потери кормильца ввиду недостижения ею возраста 55 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142, а также положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пришел к выводу о неправомерности решения ответчика об отказе в назначении Кищенко Л.М. ежемесячной денежной компенсации как супруге военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. При этом суд исходил из того, что факт гибели супруга Кищенко Л.М. - Кищенко О.М. в ходе боевых действий в Республике Афганистан при исполнении обязанностей военной службы установлен при рассмотрении дела, в связи с чем истец Кищенко Л.М., достигшая на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении спорной компенсации возраста 50 лет, имеет право на ее получение.
Суд первой инстанции признал ошибочным довод ответчика о необходимости получения членом семьи погибшего военнослужащего пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации при решении вопроса о назначении ему ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", указав на то, что нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, не содержат такого условия. Установив, что заявление Кищенко Л.М. от 14 сентября 2017 г. о назначении ей ежемесячной денежной компенсации с приложением необходимых документов поступило в УСЗН Московского района г. Нижнего Новгорода 29 сентября 2017 г., суд первой инстанции пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу выплату спорной компенсации начиная с 29 сентября 2017 г.
С такими выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 указал, что для назначения ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении им обязанностей военной службы, члену семьи погибшего военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы, необходимо подтвердить факт получения им (членом семьи погибшего военнослужащего) пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Кищенко Л.М. как член семьи погибшего военнослужащего не является получателем пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, то, по мнению суда апелляционной инстанции, основания для назначения ей ответчиком ежемесячной денежной компенсации отсутствовали ввиду несоблюдения условий, при наличии которых такая компенсация назначается.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
Предметом регулирования Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в силу его статьи первой является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим, а также членам их семей в случае их смерти (гибели), нашло свое отражение в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом первым части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ определено, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 14 000 рублей для инвалида I группы.
Пунктом 1 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 июня 2014 г. N 22-П по делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой, ежемесячная денежная компенсация, право на которую в соответствии с частью 9 статьи 3 названного федерального закона имеют члены семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, выплачивается, лицам, которые для целей ее назначения отнесены к членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего независимо от нахождения на его иждивении или от состояния их трудоспособности (часть 11), а ее размер рассчитывается для каждого из них путем деления размера ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего) и подлежит ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на основе решения, принимаемого Правительством Российской Федерации (части 9, 13 и 16). По своему характеру и публично-правовому предназначению ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и право на ее получение не связано с наличием у них права на другие выплаты в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, в том числе на пенсию по случаю потери кормильца, и на иные меры социальной защиты (пункт 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 22-П).
Частью 17 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ установлено, что порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 этой же статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2016 г. N 142 утверждены в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей, которые в силу их пункта первого определяют порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации Федеральной службой по труду и занятости (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил определено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Пунктом 4 Правил установлено, что для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, с приложением документов.
Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, определен подпунктом "б" пункта 4 Правил. К ним относятся в том числе: копия документа, удостоверяющего личность; копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (для супругов, в частности, - копия свидетельства о заключении брака (абзацы 2, 3, 5 подпункта "б" пункта 4 Правил).
Согласно пункту 5 Правил инвалиду или члену семьи, одновременно получающему пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсию в пенсионном органе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и иных органах, ежемесячная денежная компенсация назначается уполномоченным органом при условии документального подтверждения того, что выплата ежемесячной денежной компенсации другим органом не производится.
Пунктом 5(1) Правил, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 173, установлено, что уполномоченный орган в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил заявления запрашивает у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации справку, подтверждающую факт получения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданином, призванным на военные сборы, и членами их семей пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации, а у военного комиссариата - справку, подтверждающую получение военной травмы в период прохождения военной службы. Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления указанных справок. Заявитель вправе предоставить их по собственной инициативе.
Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 Правил, а при пересылке указанных заявления и документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом. Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации не может быть принято, если представленными документами подтверждается наличие оснований для ее получения (пункт 8 Правил).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право членов семьи военнослужащего на получение такой компенсации возникает при установленном факте гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы либо смерти вследствие военной травмы. В частности, за супругой погибшего военнослужащего такое право признается при достижении ею возраста 50 лет и невступлении в повторный брак. При этом право на получение ежемесячной денежной компенсации в предусмотренном законом размере реализуется членами семьи военнослужащего независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности, а также от наличия у них права на получение иных выплат или мер социальной поддержки, связанных с возмещением вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего. Для получения ежемесячной денежной компенсации членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего в уполномоченный на выплату орган подаются необходимые документы, перечень которых установлен пунктом 4 Правил и является исчерпывающим.
Для исключения случаев двойного назначения ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего, являющимся также одновременно получателями пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсии в пенсионном органе иного органа государственной власти, в рамках межведомственного электронного взаимодействия уполномоченный на выплату ежемесячной денежной компенсации орган запрашивает справки, в том числе подтверждающие получение такими лицами пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации с целью подтверждения того, что выплата ежемесячной денежной компенсации не производится другим уполномоченным на выплату компенсации органом.
Между тем при разрешении спора названные нормативные положения федерального законодательства судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом, Кищенко Л.М. <...> года рождения, достигшая 31 августа 2016 г. возраста <...> лет, являющаяся женой военнослужащего Кищенко О.М., погибшего 20 апреля 1986 г. при исполнении обязанностей военной службы в Республике Афганистан, и не вступившая в повторный брак, 14 сентября 2017 г. обратилась в военный комиссариат Нижегородской области с заявлением с приложением необходимых документов о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на основании части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При рассмотрении вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации органом социальной защиты населения истцу было отказано в назначении данной выплаты со ссылкой на неполучение Кищенко Л.М. пенсии по потере кормильца.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 июля 2014 г. N 22-П указал на то, что предоставление права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", членам семьи, указанным в части 11 той же статьи, означает признание со стороны государства необходимости оказания особой социальной поддержки именно этим лицам как членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, в том числе по призыву, призвано гарантировать им наиболее полное возмещение причиненного вследствие этого вреда и направлено на обеспечение их достойного существования, что в полной мере согласуется с предписаниями статей 7, 38 (часть 1), 39 (часть 1) и 59 (часть 1) Конституции Российской Федерации (пункт 3 постановления от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Ввиду того, что право супруги военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, на получение ежемесячной денежной компенсации на основании части 9 статьи 3 Федерального закона Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ возникает в силу приведенного выше правового регулирования при установлении факта гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы либо смерти вследствие военной травмы, а также, учитывая, что такое право реализуется при достижении супругой погибшего военнослужащего возраста 50 лет и невступлении в повторный брак путем подачи в уполномоченный орган необходимых документов, перечень которых является исчерпывающим, что и было сделано Кищенко Л.М., суждение суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Кищенко Л.М. о том, что для назначения ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении им обязанностей военной службы следует подтвердить факт получения им (членом семьи погибшего военнослужащего) пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, не соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела судом первой инстанции обстоятельствам и, следовательно, является неправомерным.
Принимая во внимание изложенное, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Кищенко Л.М., что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего исковые требования Кищенко Л.М. в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31 июля 2018 г. отменить.
Оставить в силе решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 марта 2018 г.
------------------------------------------------------------------