Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 18-КГ18-278

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 марта 2019 г. N 18-КГ18-278

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.

судей Жубрина М.А., Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 4 марта 2019 г. гражданское дело по иску государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Шутько Владимиру Юрьевичу об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги,

по кассационной жалобе представителя Шутько Владимира Юрьевича по доверенности Каримова Алексея Игоревича на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Шутько В.Ю. по доверенности Каримова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом- интернат для престарелых и инвалидов", учреждение) 6 февраля 2017 г. обратилось в суд с иском к Шутько В.Ю. об обязании ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги.

В обоснование заявленных требований учреждение указало, что 13 августа 2013 г. Шутько В.Ю., <...> года рождения, на основании путевки министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края поступил на проживание в ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов".

12 января 2015 г. между ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" в лице директора Головко Е.А. и Шутько В.Ю. заключен договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" обязалось оказывать социальные услуги Шутько В.Ю. на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Шутько В.Ю. - оплачивать указанные услуги в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Шутько В.Ю. является инвалидом III группы и получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам (далее - ежемесячная денежная выплата), а также федеральной социальной доплаты к пенсии.

Ссылаясь на то, что в силу пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются в том числе ежемесячная денежная выплата и федеральная социальная доплата к пенсии, и указывая, что Шутько В.Ю. в нарушение договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. отказывается оплачивать социальные услуги с учетом 75 процентов ежемесячной денежной выплаты, федеральной социальной доплаты к пенсии и не подает в пенсионный орган в добровольном порядке заявление о ежемесячном перечислении на расчетный счет учреждения социального обслуживания 75 процентов ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты предоставляемых ему социальных услуг, ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.

Решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 ноября 2017 г. исковые требования ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" удовлетворены. Суд обязал Шутько В.Ю. ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов".

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2018 г. представителю Шутько В.Ю. по доверенности Каримову А.И. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2018 г.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Шутько В.Ю. по доверенности Каримова А.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. 29 ноября 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 5 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов", направивший письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и представители третьих лиц - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ и Управления социальной защиты населения в г. Горячий Ключ, не представившие сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика и представителей третьих лиц.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, письменные возражения на нее директора ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" Гавриша С.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шутько В.Ю., <...> года рождения, является инвалидом III группы и ему производится выплата социальной пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральная социальная доплата к пенсии согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и ежемесячная денежная выплата как инвалиду в порядке статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

На основании путевки от 16 июля 2013 г., выданной министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края, Шутько В.Ю. находится на стационарном обслуживании в ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов", которое согласно уставу ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" является стационарным учреждением социального обслуживания населения в государственной системе органов социальной защиты населения Краснодарского края.

12 января 2015 г. между ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" в лице директора Головко Е.А. и Шутько В.Ю. заключен договор о предоставлении социальных услуг.

По условиям этого договора ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" приняло на себя обязательства оказывать Шутько В.Ю. социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Шутько В.Ю. - оплачивать эти услуги.

Пунктом 11 данного договора также предусмотрено, что стоимость предоставления Шутько В.Ю. социальных услуг составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ осуществляет удержания в размере 75% от суммы пенсии Шутько В.Ю. в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов". Заявлений о согласии на удержание 75% из сумм ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ от Шутько В.Ю. не поступало.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов", суд первой инстанции ссылался на положения статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, и исходил из того, что Шутько В.Ю., заключив 12 января 2015 г. договор о предоставлении социальных услуг, не в полном объеме исполняет его условия в части оплаты таких услуг, в связи с чем сделал вывод о наличии оснований для возложения на Шутько В.Ю. обязанности ежемесячно перечислять 75 процентов ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов".

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Как указывает заявитель в кассационной жалобе, Шутько В.Ю. поступил на стационарное обслуживание в ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" 13 августа 2013 г.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Шутько В.Ю. в учреждение социального обслуживания (13 августа 2013 г.) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 г. N 237 "Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края".

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.

С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.

Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. N 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края" (с введением с 1 января 2015 г. в действие этого Закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края"), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. N 981.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком-юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.

С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г., наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 г., а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Соответственно, при разрешении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Шутько В.Ю. об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты предоставляемых социальных услуг суду следовало установить, являются ли спорные отношения сторон длящимися, а именно когда между ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" как поставщиком социальных услуг и Шутько В.Ю. как получателем социальных услуг впервые был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, продолжались ли эти отношения истца и ответчика по состоянию на 31 декабря 2014 г., каков был размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г. и превышает ли его размер ежемесячной платы, вновь установленный с 1 января 2015 г.

Между тем судебные инстанции при разрешении настоящего спора переходные положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 2 статьи 35 данного Закона) не применили, не определили названные обстоятельства в качестве юридически значимых и не установили их, вследствие чего вывод судебных инстанций о наличии оснований для возложения на Шутько В.Ю. обязанности ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" нельзя признать правомерным.

Судебными инстанциями в настоящем деле допущены и существенные нарушения норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 ГПК РФ).

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

В силу абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).

В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5 и 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ).

Решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2018 г. приведенным требованиям процессуального закона не соответствуют.

Как следует из материалов дела, Шутько В.Ю., возражая против удовлетворения исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты предоставляемых социальных услуг, приводил доводы о длящемся характере спорных отношений с истцом, поскольку он являлся получателем социальных услуг в стационарной форме в указанном учреждении социального обслуживания с 2013 года.

В материалах дела имеется выданная 16 июля 2013 г. министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края на имя Шутько В.Ю. путевка N 2013/206/ДИПИ в Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов (в настоящее время - ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов").

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Шутько В.Ю. об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в счет оплаты предоставляемых социальных услуг со ссылкой на то, что Шутько В.Ю. подписал договор о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. и до настоящего времени условия договора в части оплаты таких услуг не исполняет, не дал оценки с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм права, в том числе части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, представленной истцом в материалы дела путевке Шутько В.Ю. N 2013/206/ДИПИ в Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов (в настоящее время - ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов"), датированной 16 июля 2013 г. и свидетельствующей о возникновении отношений между сторонами по делу задолго до 12 января 2015 г. (даты, указанной в договоре о предоставлении социальных услуг, положенном судом в основу решения об удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов").

Суд апелляционной инстанции уклонился от возложенной на него процессуальным законодательством обязанности по созданию условий для полного и всестороннего установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, не исполнил требования абзаца второго части 2 статьи 327 ГПК РФ, в своем определении не привел каких-либо мотивов и суждений по доводам апелляционной жалобы представителя Шутько В.Ю. по доверенности Каримова А.И. о снижении уровня социальной защиты инвалида Шутько В.Ю. в ущерб его интересам удержанием денежных средств в размере 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии.

Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены решения Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 ноября 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2018 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Горячеключевской городской суд Краснодарского края.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления