Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2023 N 306-ЭС22-19673 по делу N А65-18602/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 января 2023 г. N 306-ЭС22-19673

Резолютивная часть определения объявлена 19.01.2023.

Полный текст определения изготовлен 26.01.2023.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.Г.,

судей Борисовой Е.Е., Грачевой И.Л.,

при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Квартал 28" Емельянова А.Ю. (по доверенности от 10.01.2023) и некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" Кузьмина Р.И. (по доверенности от 09.01.2023),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А65-18602/2021 по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Квартал 28" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2022,

установила:

некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Фонд) обратилась с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Квартал 28" (далее - Компания) о взыскании 1 379 170 руб. 81 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2018 по 30.11.2021 и 9927 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) за период с 31.01.2019 по 02.12.2021.

До принятия судом первой инстанции решения по существу заявленных исковых требований Фонд заявлением от 04.12.2021 просил принять отказ от взыскания 1 379 170 руб. 81 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2018 по 30.11.2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - Жилищная инспекция), муниципальное унитарное предприятие "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района" (далее - Муниципальное предприятие), акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - АО "Татэнергосбыт").

Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 21.12.2021 удовлетворил требование о взыскании 9927 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса за период с 31.01.2019 по 02.12.2021.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.03.2022 и Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 30.06.2022 решение от 21.12.2021 оставили без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Компания обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г. от 19.12.2022 кассационная жалоба Компании вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Компании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Фонда в отзыве и в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В пояснениях на кассационную жалобу Жилищная инспекция поддержала доводы кассационной жалобы, просила направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не направили, что в соответствии со статьей 291.10 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Согласно части 1 статьи 291.11 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г., выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2022 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Компания осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными в г. Азнакаево по адресам: ул. Булгар, д. 34 (МКД 1), ул. Булгар, д. 36 (МКД 2), ул. Гагарина, д. 25 (МКД 3), ул. Гагарина, д. 27 (МКД 4), ул. Гагарина, д. 29 (МКД 5), ул. Гагарина, д. 31 (МКД 6), ул. Гагарина, д. 35 (МКД 7), ул. Ленина, д. 3 (МКД 8), ул. Ленина, д. 33 (МКД 9), ул. Ленина, д. 35 (МКД 10), ул. Ленина, д. 37 (МКД 11), ул. М. Султангалиева, д. 29 (МКД 12), ул. М. Султангалиева, д. 29А (МКД 13), ул. М. Султангалиева, д. 31 (МКД 14), ул. М. Султангалиева, д. 33 (МКД 15), ул. М. Хасанова, д. 18 (МКД 16), ул. М. Хасанова, д. 20 (МКД 17), ул. М. Хасанова, д. 22 (МКД 18), ул. Шайхутдинова, д. 1 (МКД 19), ул. Шайхутдинова, д. 3 (МКД 20), ул. Шайхутдинова, д. 5 (МКД 21), ул. Шайхутдинова, д. 7 (МКД 22), ул. Шайхутдинова, д. 9 (МКД 23), ул. Шайхутдинова, д. 11 (МКД 24), ул. Шайхутдинова, д. 15 (МКД 25), ул. Шайхутдинова, д. 17 (МКД 26).

МКД 1 - МКД 26 включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 (далее - постановление N 1146, Региональная программа).

Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 08.10.2016 N 729 утвердил Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением N 1146, в 2017 - 2019 годах (далее - краткосрочный план).

Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Азнакаево от 14.04.2014 N 15 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в отношении МКД 1, МКД 3, МКД 4, МКД 6 - МКД 14, МКД 16 - МКД 18, МКД 20 - МКД 26 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Из протоколов общих собраний собственников помещений от 28.03.2014 N 4, 5, 14, 27 следует, что в отношении МКД 2, МКД 5, МКД 15, МКД 19 приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - постановление N 450) установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2017 по 2019 год в размере 5,85 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 2020 по 30.06.2021 года - 6,11 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 01.07.2021 - 6,38 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.

В рамках реализации Региональной программы Компания и Фонд 10.02.2017 заключили договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N 492 (далее - Договор).

Договор регулирует порядок взаимодействия сторон по вопросам обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, в отношении которого (которых) фонд (фонды) капитального ремонта формируется на счете (счетах) Фонда, за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД согласно Приложению N 1 (пункт 1.1 Договора).

В силу пункта 2.2.2 Договора Фонд обязан обеспечивать своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в объеме и сроки, определенные Региональной программой, краткосрочным планом.

В обязанности Фонда входит осуществление учета средств, поступивших на счет (счета) Фонда в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в МКД в установленном законодательством порядке (пункт 2.2.3 Договора).

В соответствии с пунктом 3.2.2 Договора Компания обязана формировать платежные документы и производить ежемесячно начисление платежей собственникам по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД, а также собственникам помещений в МКД, несвоевременно и (или) не полностью уплатившим взносы на капитальный ремонт, процентов в размере и порядке, предусмотренных законодательством.

Пунктом 3.2.3 Договора предусмотрена обязанность Компании обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет Фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

Обращаясь в суд за взысканием задолженности, Фонд сослался на установленную пунктом 3.2.3 Договора обязанность Компании обеспечивать поступление на счет Фонда взносов на капитальный ремонт в размере и в срок, установленные данным пунктом договора. Истец произвел расчет задолженности исходя из общей площади помещений МКД, указанных в договоре, и размеров взносов на капитальный ремонт, установленных постановлением N 450 за период с января 2017 по май 2021 года включительно.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Фонд указал, что расчетная задолженность ответчика по МКД 1 - МКД 26 за указанный период, с учетом уплаченных сумм, составила 2 384 428 руб. 24 коп. и была погашена АО "Татэнергосбыт" после обращения Фонда с иском к Компании по настоящему делу.

При таких обстоятельствах истец засчитал сумму поступивших от АО "Татэнергосбыт" текущих платежей в счет уплаты долга Компании за спорный период с января 2017 по май 2021, заявлением от 04.12.2021 отказался от требования о взыскании задолженности и просил суд принять отказ от иска в части данного требования.

Суд первой инстанции, посчитав, что Фонд по правилам статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 9927 руб. 73 коп., составляющих проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2019 по 02.12.2021, удовлетворил иск в данной части.

При этом суд руководствовался положениями статей 309, 310, 395 Гражданского кодекса, статей 169, 170, 171, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), статьи 8 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), Региональной программы и исходил из того, что законом субъекта и Договором установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.

Между тем суды трех инстанций не учли следующее.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.07.2022 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова" (далее - Конституционный Суд, постановление N 30-П), в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания имущества, ему принадлежащего (статья 210 ГК РФ), Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность нести расходы на их содержание и участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 158).

В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

В пункте 3 постановления N 30-П Конституционный Суд указал, что собственники помещений - в силу таких объективных причин, как их многочисленность, сложность и разнообразие объектов, относящихся к общему имуществу, высокая стоимость капитального ремонта и связанная с этим затруднительность одномоментного сбора средств на его проведение, невозможность его проведения исключительно силами собственников, - несут расходы на капитальный ремонт в соответствии с установленным жилищным законодательством специальным регулированием.

Так, в Жилищном кодексе установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 158, пункт 3 части 1 статьи 167, часть 1 статьи 169, части 1 и 3 статьи 170).

Судами установлено, что фонд капитального ремонта общего имущества в спорных МКД формируется за счет обязательных взносов собственников помещений на счете регионального оператора.

Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 его статьи 170.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса).

В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 Жилищного кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса).

Согласно части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Частью 2 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ) предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежных документах.

Из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, в том числе данных ими в судебном заседании Судебной коллегии, отзыва Жилищной инспекции на кассационную жалобу следует, что организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе взносов на капитальный ремонт, в спорных МКД является АО "Татэнергосбыт" на основании договора, заключенного с Компанией. Оформленные платежные документы АО "Татэнергосбыт" передает ответчику, который обязан передать их собственникам помещений. В свою очередь собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на счет АО "Татэнергосбыт", аккумулирующего денежные средства собственников и в дальнейшем перечисляющего их истцу. Денежные средства собственников помещений в МКД на счет ответчика не поступают. Взыскание в судебном порядке с собственников помещений задолженности по взносам на капитальный ремонт и пеней по части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса осуществляет Муниципальное предприятие на основании договора с Компанией.

Между тем указанные договоры Компании с АО "Татэнергосбыт" и с Муниципальным предприятием судами исследованы не были, не определены обязанности сторон по договорам и нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.

Из представленных в материалы дела расчетов усматривается, лицами, участвующими в деле подтверждается, что сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 1 379 170 руб. 81 коп. за период с 01.08.2018 по 30.11.2021, первоначально заявленная к взысканию с ответчика, составляет не уплаченные собственниками помещений взносы на капитальный ремонт.

Размер данного требования был исчислен Фондом расчетным путем исходя из площади общего имущества всех МКД, управление которыми осуществляет Компания, и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2017 по 2019 годы, установленного постановлением N 450, за вычетом перечисленных Фонду АО "Татэнергосбыт" текущих платежей, уплаченных собственниками помещений.

Удовлетворяя требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суды сослались на неисполнение обязательства Компанией, предусмотренного пунктом 3.2.3 Договора, обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет Фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

Однако поскольку как в законе, так и в договоре отсутствует обязательство Компании уплачивать взносы на капитальный ремонт вместо собственников помещений, не исполнивших возложенную на них законом обязанность, иск о взыскании таких сумм с управляющей компании является необоснованным.

Также данный договор от 10.02.2017 N 492 является безвозмездным, то есть не устанавливает плату со стороны Фонда за обеспечение поступления на его счет взносов на капитальный ремонт от третьих лиц.

Проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).

Поскольку статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга). Например, не относятся к денежным обязанности по сдаче наличных денег в банк по договору на кассовое обслуживание, по перевозке денежных знаков и т.д. (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

При отсутствии встречного предоставления со стороны истца и связанного с ним денежного обязательства ответчика у судов не имелось оснований для применения гражданско-правовой ответственности по статье 395 ГК РФ.

Кроме того, удовлетворяя иск о взыскании 9927 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2019 по 02.12.2021 суды не привели расчет данной суммы, в том числе не указали на какие суммы задолженности начислялись данные проценты.

Также суд первой инстанции не рассмотрел заявление истца от 04.12.2021 об отказе от искового требования о взыскании основного долга в размере 1 379 170 руб. 81 коп. за период с 01.08.2018 по 30.11.2021.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Частичным отказом от иска являются в том числе отказ от иска по отношению к одному из соответчиков, отказ от одного из требований, рассматриваемых совместно (например, отказ от требования о взыскании неустойки, рассматриваемого совместно с требованием о взыскании основного долга), отказ от требования о взыскании задолженности за один из периодов.

По смыслу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд должен проверить ходатайство об отказе от иска на предмет наличия противоречий закону или нарушений прав других лиц, в том числе путем оценки доводов и возражений сторон.

Между тем суд не проверил отказ от иска на предмет его противоречия закону и нарушений прав других лиц, не установил, в отношении какой суммы задолженности заявлено требование - удерживала ли Компания денежные средства, перечисленные ей собственниками помещений, либо предметом требования являлась сумма не уплаченных собственниками взносов на капитальный ремонт. Суд не оценил доводы ответчика о том, что отказ от иска противоречит закону, поскольку истец необоснованно зачел в погашение цены иска за не выполнивших свою обязанность собственников помещений текущие платежи собственников, перечисленные Фонду АО "Татэнергосбыт".

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда кассационной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ как принятые при существенном нарушении норм материального и процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, рассмотреть ходатайство истца об отказе от требования о взыскании основного долга, исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определить закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2022 по делу N А65-18602/2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья

Г.Г.ПОПОВА

Судья

Е.Е.БОРИСОВА

Судья

И.Л.ГРАЧЕВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления