Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2020 N 305-ЭС20-5683 по делу N А40-145833/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 г. N 305-ЭС20-5683

Резолютивная часть определения объявлена 08.12.2020.

Полный текст определения изготовлен 15.12.2020.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Чучуновой Н.С., судей Грачевой И.Л., Маненкова А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятич-Т" на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 по делу N А40-145833/2018.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Вятич-Т" - Талызина Н.В. по доверенности от 07.03.2020, Беспалов С.А. по доверенности от 03.08.2020;

Департамента имущества города Москвы - Решетняк Е.А. по доверенности от 24.04.2020 N 33-Д-761/20, Ефизов К.Р. по доверенности от 24.04.2020 N 33-Д-777/20.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Чучуновой Н.С. и объяснения представителей сторон, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вятич-Т" (далее - общество) о взыскании 1 923 416 руб. 49 коп. долга по арендной плате за период с 01.11.2015 по 30.04.2017, 137 652 руб. 15 коп. неустойки за период с 06.04.2016 по 30.04.2017; расторжении договора от 08.04.2005 N 01-00232/05 аренды нежилого фонда; выселении общества из нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Плющиха, д. 33.

Общество предъявило встречный иск к департаменту о признании за обществом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 18.11.2015 по 31.12.2016 и в размере 4500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 01.01.2017 по 31.12.2018 в отношении указанного нежилого помещения, переданного обществу в аренду по договору от 08.04.2005 N 01-00232/05; об обязании произвести перерасчет арендной платы по названному договору, начиная с 13.08.2015, исходя из ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год, и с 01.01.2017 по 31.12.2018, исходя из ставки арендной платы 4500 руб. за 1 кв. м в год.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2019 с общества в пользу департамента взыскано 86 987 руб. задолженности по арендной плате, 21 450 руб. пеней, в удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований отказано; встречные исковые требования удовлетворены.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.10.2019 отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил первоначальные исковые требования и отказал в удовлетворении встречных исковых требований.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной инстанции и округа норм материального права, просит отменить их постановления и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Чучуновой Н.С. от 21.10.2020 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В письменных пояснениях на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые постановления апелляционного и окружного судов без изменения.

В судебном заседании представители общества поддержал доводы жалобы, а представители департамента - доводы, приведенные в письменных пояснениях на нее.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, письменных пояснениях на нее и выступлениях представителей сторон, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что постановления апелляционного и окружного судов подлежат отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Как следует из материалов дела и установлено судами, департамент (арендодатель) и общество (арендатор) 08.04.2005 заключили договор N 01-00232/05 аренды нежилого фонда (далее - договор), на основании которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду нежилой объект общей площадью 255,10 кв. м, расположенный по адресу: Москва, ул. Плющиха, д. 33, на срок до 30.09.2007.

Договор зарегистрирован в установленном порядке.

Стороны дополнительными соглашениями от 11.01.2007, от 01.02.2011 к договору продлили срок его действия по 30.09.2010 и по 30.06.2015 соответственно, а дополнительным соглашением от 01.02.2013 - установили арендную плату в размере 3500 руб. за кв. м в год в период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) 18.11.2015 заключили дополнительное соглашение к договору, которым продлили срок его действия по 30.06.2025, установили с 18.11.2015 ставку арендной платы за 1 кв. м в год в размере 12 614 руб. без налога на добавленную стоимость (по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды), а также изменили условия договора.

Согласно пункту 4.1.2 дополнительного соглашения арендодатель вправе ежегодно производить изменение арендной платы в соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы, а также вправе проводить корректировку арендной платы в соответствии с величиной коэффициента инфляции, утверждаемого ежегодно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло (пункт 5.2 дополнительного соглашения).

Общество 16.05.2015 обратилось в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы (далее - Межведомственная комиссия) о предоставлении имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на 2016 год.

Департамент письмом от 08.06.2016 N ДГИ-1-41200/16-1 сообщил обществу о принятии коллегиального решения об оказании имущественной поддержки по договору в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год на период с 16.03.2016 по 31.12.2016.

Общество 13.12.2016 обратилось в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на 2017 год.

Департамент уведомлением от 06.04.2017 N 33-6-70758/17-(0)-0 известил общество о том, что рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента дефлятора в 2017 году составляет 15 262 руб. 94 коп. за 1 кв. м в год.

Общество 02.08.2018 обратилось в департамент с заявлением о признании за ним права на имущественную поддержку и перерасчете арендной платы.

Письмом от 29.08.2018 N ДГИ-149259/18-(0)-1 департамент, сославшись на положения части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, сообщил обществу о том, что при заключении договора на новый срок размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта; ставка арендной платы за период с 18.11.2015 по 31.12.2015 составляла 12 614 руб. за 1 кв. м в год, за период с 01.01.2016 по 15.03.2016 - 13 875 руб. 40 коп. за 1 кв. м в год, с 01.01.2017 - в размере 15 262 руб. 94 коп. за 1 кв. м в год; указал, что поскольку на момент обращения общества в Межведомственную комиссию о предоставлении имущественной поддержки на 2017 год (от 13.12.2016) у него имелась задолженность по арендной плате в размере 825 557 руб. 81 коп., в том числе 75 838 руб. 09 коп. пеней (исходя из рыночной ставки арендной платы), основания для установления льготной ставки на 2017 год отсутствовали; предложил обществу оплатить образовавшуюся по состоянию на 02.08.2018 задолженность по договору в размере 7 790 878 руб. 28 коп. (в том числе 676 027 руб. 12 коп. пеней).

Департамент, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом в период с 01.11.2015 по 30.04.2017 обязательства по внесению арендной платы, обратился в арбитражный суд с первоначальным иском.

Общество, указывая на то, что оно как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору, заключенному без проведения торгов, согласно постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление N 800-ПП) имеет право на ставку арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год в период с 18.11.2015 по 31.12.2016 и 4500 руб. за 1 кв. м в год в период с 01.01.2017 по 31.12.2018, предъявило встречный иск.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон N 209-ФЗ), Постановлением N 800-ПП, разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 (далее - постановление Пленума N 73), пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения первоначальных исковых требований и удовлетворения встречного иска.

Суд исходил из следующего: в соответствии с Законом N 209-ФЗ органами государственной власти и местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка в виде передачи во владение государственного и муниципального имущества на льготных условиях, которые определяются уполномоченными органами; Правительство Москвы Постановлением N 800-ПП определило основания предоставления указанным субъектам имущественной поддержи в виде установления льготной ставки арендной платы; согласно пункту 1.1 Постановления N 800-ПП с 01.01.2014 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год, а с 01.01.2017 - в размере 4500 руб. за 1 кв. м в год; поскольку действующая редакция указанного постановления не содержит требований о представлении в Межведомственную комиссию заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также о принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически; департамент не представил доказательств, подтверждающих, что арендатор в спорный период не соответствовал критериям, установленным для применения льготной ставки; общество как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, имеет право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 18.11.2015 по 31.12.2016 и с 01.01.2017 по 31.12.2018; обществом в 2015 году осуществлена переплата арендной платы по договору, с учетом которой у него отсутствует задолженность за 2016 год; так как общество не подтвердило факт внесения арендной платы за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 (в платежном поручении отсутствовала отметка о списании денежных средств со счета плательщика), с него надлежит взыскать 86 987 руб. задолженности и 21 450 руб. пеней.

Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, отменил решение от 11.04.2019 и принял новый судебный акт об удовлетворении иска департамента и удовлетворении исковых требований общества.

Апелляционный суд сделал следующие выводы: определенная пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП ставка арендной платы в размере 3500 руб. может быть установлена в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки и принятия указанной комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки; при наличии заключенного сторонами дополнительного соглашения от 18.11.2015, которым установлена рыночная ставка арендной платы, не оспоренная обществом, имущественная поддержка может предоставляться последнему только в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП, то есть по решению Межведомственной комиссии, принимаемому на основании заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы; общество обращалось в Межведомственную комиссию с заявлениями о предоставлении льготной ставки арендной платы на 2016 и 2017 годы, вместе с тем, учитывая, что письмом от 29.08.2018 N ДГИ-149259/18-(0)-1 департамент уведомил общество о размере рыночных ставок арендной платы за периоды с 18.11.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 15.03.2016, с 01.01.2017 и наличии у последнего задолженности, у арендодателя не имелось оснований для применения к арендатору льготной ставки арендной платы.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Между тем апелляционный и окружной суды не учли следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).

В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).

Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.

В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.

Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).

Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.

Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв. м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.

На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.

В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз. При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.

В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по декабрь 2016 года, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.

При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.

В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.

Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год:

- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);

- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);

- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 Постановления).

Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.

Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного Постановления.

В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.

Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв. м.

Довод департамента о том, что льготная ставка в размере 4500 руб. за кв. м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП. Согласно названному пункту критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов. Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-П "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП и от 1 июля 2013 г. N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) Постановления N 800-ПП.

Кроме того, предлагаемый департаментом подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.

Таким образом, само по себе заключение обществом и департаментом дополнительного соглашения от 18.11.2015 о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.

В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Поскольку по условиям договора аренды от 08.04.2005 и дополнительного соглашения от 18.11.2015 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.

В том случае, если общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 05.11.2015, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.

Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки.

Кроме того, как следует из материалов дела, в период с 13.03.2016 по 31.12.2016 обществу была оказана имущественная поддержка и установлена ставка арендной платы по договору в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год (письмо департамента от 08.06.2016 N ДГИ-1-41200/16-1), однако впоследствии при расчете задолженности по договору департамент не применил установленную им же льготную ставку, что нельзя признать правомерным.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм Постановления N 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016, и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного постановлением N 424-ПП, а также буквального содержания Постановления N 800-ПП, в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017, разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.

С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 3500 руб. за кв. м в год в период 18.11.2015 по 31.12.2016, а с 01.01.2017 по 31.12.2018 - в размере 4500 руб.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что у апелляционного суда, с выводами которого согласился суд округа, не было законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения исковых требований департамента и отказа в удовлетворении требований общества, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ постановление апелляционного суда от 29.10.2019 и постановление окружного суда от 30.01.2020 следует отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, а решение суда первой инстанции от 11.04.2019 - оставить в силе.

Руководствуясь статьями 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 по делу N А40-145833/2018 отменить.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2019 по тому же делу оставить в силе.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья

Н.С.ЧУЧУНОВА

Судья

И.Л.ГРАЧЕВА

Судья

А.Н.МАНЕНКОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления