ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 мая 2019 г. N 203-КА19-3
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.
при секретаре Лисицыной А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего 107 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации майора Ильина Александра Викторовича об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области" (далее - Отдел финансового обеспечения), связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения,
по кассационной жалобе начальника Управления финансового обеспечения Михайлова П.В. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 10 мая 2018 г. и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 3 августа 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
решением Казанского гарнизонного военного суда от 10 мая 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 3 августа 2018 г., удовлетворено административное исковое заявление Ильина А.В., в котором он просил признать незаконным решение начальника Отдела финансового обеспечения об отказе в выплате ему ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения с 13 по 31 декабря 2017 г. в связи с предоставлением в июне 2017 года субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) и обязать начальника названного Отдела компенсировать ему расходы, связанные с наймом жилого помещения за указанный период. Судом также взысканы с Отдела финансового обеспечения в пользу административного истца судебные расходы в размере 300 рублей.
Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 31 октября 2018 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе начальник Отдела финансового обеспечения Михайлов П.В. просит отменить судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и принять по делу новое решение об отказе Ильину А.В. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный ответчик указывает на неправильное применение судами законодательства, из содержания которого следует, что получение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жилищной субсидии является основанием для прекращения ему выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения вплоть до его перевода к новому месту военной службы.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм процессуального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Ильин А.В., подлежащий на весь период военной службы обеспечению служебным жилым помещением, проходит военную службу в 107 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированном в пгт. Красногорский Звениговского района Республики Марий Эл.
На основании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") от 19 июня 2017 г. Ильину А.В. предоставлена жилищная субсидия, на которую он приобрел две квартиры в г. <...> общей площадью 28,7 кв. м и 33,8 кв. м, соответственно, и земельный участок для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства общей площадью 1860 кв. м, расположенный в с. <...>.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от 23 июля 2017 г. административный истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением жилищной субсидии, после чего на основании приказа начальника 107 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 63 ему прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.
Решением начальника отделения (территориальное) ФГКУ "Центррегионжилье" от 1 ноября 2017 г. Ильин А.В. вновь включен в список на предоставление служебных жилых помещений, после чего приказом начальника 107 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 109 административному истцу на основании его рапорта установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 13 по 31 декабря 2017 г. в размере 9193 рубля.
Однако решением начальника Отдела финансового обеспечения от 24 января 2018 г. в выплате указанной компенсации Ильину А.В. было отказано.
После этого Ильин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором помимо административного ответчика - начальника Отдела финансового обеспечения, указал в качестве заинтересованных лиц начальника ФГКУ "Центррегионжилье" и начальника 107 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.
На основании определения судьи Казанского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2018 г. начальник Отдела финансового обеспечения привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика, а начальники ФГКУ "Центррегионжилье" и 107 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации - в качестве заинтересованных лиц.
В возражении на административное исковое заявление представитель ФГКУ "Центррегионжилье" со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 и приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 указала, что денежная компенсация за наем жилых помещений выплачивается военнослужащим только в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании решения о выплате денежной компенсации, которое принимается командиром воинской части по рапорту военнослужащего с приложением необходимых документов.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец решением ФГКУ "Центррегионжилье" включен в список лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и отсутствует возможность обеспечения его служебным жильем или общежитием по месту службы. Кроме того, суд указал, что приобретение Ильиным А.В. в порядке реализации жилищной субсидии жилого помещения в конкретном населенном пункте является его правом, а не обязанностью. В связи с этим покупка им квартир в г. <...> и земельного участка в <...> районе <...> не лишает его права на получение денежной компенсации за поднаем жилья.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы судов основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло существенное нарушение судом норм процессуального права.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно п. 3 которого выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), в соответствии с п. 1 которой денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации.
При этом в силу п. 8 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, в том числе приказами Министра обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что после получения жилищной субсидии, снятия с жилищного учета и прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения Ильин А.В. решением начальника отделения (территориальное) ФГКУ "Центррегионжилье" вновь был включен в список на предоставление служебных жилых помещений, после чего приказом начальника 107 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации ему установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Повторное включение административного истца в списки лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и создание, в связи с этим, условий для возобновления ему выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения обязывали суд выяснить вопросы, связанные с порядком расходования Министерством обороны Российской Федерации средств бюджета, предназначенных для выплаты названной денежной компенсации, и с возможностью ее выплаты лицам, которым предоставлена жилищная субсидия. Однако этого сделано не было.
Принятие судом решения о выплате Ильину А.В. денежной компенсации без выяснения названного обстоятельства привело к тому, что оказались затронуты права и обязанности Министерства обороны Российской Федерации, не привлеченного к участию в деле.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Привлечение Министерства обороны Российской Федерации к участию в данном деле было тем более обязательным, что структурные подразделения двух уполномоченных им органов - Департаментов финансового и жилищного обеспечения приняли в отношении жилищных прав административного истца по сути два противоположных решения: решением начальника отделения (территориальное) ФГКУ "Центррегионжилье" Ильин А.В. повторно включен в список на предоставление служебных жилых помещений, после чего решением начальника Отдела финансового обеспечения административному истцу отказано в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, в том числе на основании ст. ст. 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения в части возмещения судебных расходов за счет средств федерального бюджета, и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
решение Казанского гарнизонного военного суда от 10 мая 2018 г. и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 3 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Ильина Александра Викторовича в связи с существенным нарушением норм процессуального и материального права отменить, направить дело на новое рассмотрение в Казанский гарнизонный военный суд в ином составе судей.
И.В.КРУПНОВ
А.В.ВОРОНОВ
О.А.ДЕРБИЛОВ
------------------------------------------------------------------