Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2021 N 222-КГ21-1-К10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2021 г. N 222-КГ21-1-К10

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.

судей Воронова А.В. и Дербилова О.А.

при секретаре Максимовой Е.А.

с участием истца Смирнова О.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Смирновой Н.К. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя главы администрации города Байконура - Красюковой М.А. и представителя Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" (далее - Комиссия по переселению) - Шатравко М.И. на определение Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-9574/19 по исковому заявлению Смирнова Олега Валентиновича к главе администрации города Байконура и Комиссии по переселению о признании незаконным решения об отказе во включении его в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - ведомственная целевая программа).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления истца Смирнова О.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Смирновой Н.К., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением 26 гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г. исковое заявление Смирнова удовлетворено.

Суд признал незаконным решение Комиссии по переселению от 29 июля 2019 г. об отказе во включении Смирнова в состав участников ведомственной целевой программы на 2020 год и возложил на главу администрации города Байконура и Комиссию по переселению обязанность повторно рассмотреть заявление Смирнова, а также признать его участником указанной ведомственной целевой программы на 2020 год при отсутствии иных препятствий, не указанных в обжалуемом решении Комиссии по переселению.

Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г. решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении искового заявления Смирнова отказано.

Определением Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г. отменено и оставлено в силе решение 26 гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г.

В кассационной жалобе представители главы администрации города Байконура и Комиссии по переселению просят отменить определение суда кассационной инстанции по делу и оставить в силе решение суда апелляционной инстанции.

В обоснование этой просьбы авторы кассационной жалобы ссылаются на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 23 апреля 2020 г. N 917-О, согласно которой Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 предусмотрены жилищные льготы для определенных категорий граждан, в том числе исходя из характера деятельности организаций, в которых эти граждане осуществляли трудовую деятельность на территории иностранного государства, и их связи с Российской Федерацией и (или) администрацией города Байконура. Оснований для включения Смирнова в число участников ведомственной целевой программы не имеется, поскольку он не относится к указанным категориям граждан.

Действовавшие ранее нормативные предписания также предоставляли право на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета лишь гражданам, прибывшим на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансировались за счет средств федерального бюджета.

Утверждают, что истец не имел права на обеспечение государственным жилищным сертификатом и на основании Положения о порядке учета граждан Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих отселению с комплекса "Байконур", утвержденного постановлением главы администрации города Байконура от 11 февраля 2009 г. N 08 (далее - Положение от 11 февраля 2009 г. N 08), поскольку не прибывал для работы в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета.

Ссылка суда кассационной инстанции на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П необоснованна, поскольку оно не относится к рассматриваемым в рамках данного дела правоотношениям.

Кроме того, истец сохраняет право на обеспечение жильем на территории Российской Федерации за счет федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 2005.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2021 г. кассационная жалоба представителей главы администрации города Байконура и Комиссии по переселению с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит определение суда кассационной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Кассационным военным судом при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Смирнов и члены его семьи решением городской жилищной комиссии комплекса "Байконур" по отселению граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации от 31 мая 2012 г. на основании Положения от 11 февраля 2009 г. N 08 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих отселению с комплекса "Байконур".

В связи с изданием Президентом Российской Федерации Указа от 18 мая 2018 г. N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации" Положение от 11 февраля 2009 г. N 08 признано утратившим силу и принято Положение "О порядке учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", имеющих право на предоставление социальной выплаты, и выдачи им государственных жилищных сертификатов", утвержденное постановлением главы администрации города Байконура от 16 ноября 2018 г. N 623 (далее - Положение от 16 ноября 2018 г. N 623).

29 июля 2019 г. Комиссия по переселению, рассмотрев заявление Смирнова, отказала ему во включении в состав участников ведомственной целевой программы на 2020 год на основании пп. "в" п. 2 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, то есть в связи с непредставлением истцом документов, подтверждающих долю участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура не менее 50% в уставных капиталах организаций, в которых он осуществлял трудовую деятельность.

При этом Комиссия по переселению не учла Смирнову трудовой стаж с 12 сентября 1994 г. по 1 марта 1999 г. в МО ОАО "Специальный трест N 1", с 13 апреля 1999 г. по 5 мая 2000 г. и с 1 августа 2000 г. по 23 мая 2005 г. в ХСМУ ЗАО "Кислородмонтаж", с 7 июля 2005 г. по 31 октября 2006 г. и с 7 августа 2007 г. по 18 мая 2018 г. в БФ ЗАО "Спецкриогенмонтаж", с 1 ноября 2006 г. по 3 августа 2007 г. в ООО "МС Сервис", так как не были представлены указанные выше документы о доле участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура в уставных капиталах этих организаций.

Отменяя апелляционное определение и оставляя в силе решение суда первой инстанции, Кассационный военный суд исходил из того, что Смирнов правомерно принят на жилищный учет в соответствии с Положением от 11 февраля 2009 г. N 08, последующее же изменение правового регулирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 не может рассматриваться в качестве основания для лишения его права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, что подтверждается позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П.

Такие выводы суда кассационной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе издавать указы, в том числе согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие жилищные правоотношения.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, принятым в порядке реализации указанных конституционных положений, предусмотрены жилищные льготы для определенных категорий граждан, в том числе исходя из характера деятельности организаций, в которых эти граждане осуществляли трудовую деятельность на территории иностранного государства, и их связи с Российской Федерацией и (или) администрацией города Байконура.

Согласно п. п. 1, 2, 3, 7 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, настоящим Положением определяется порядок предоставления социальных выплат подлежащим переселению с территории комплекса "Байконур" гражданам Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации) и членам их семей, имеющим гражданство Российской Федерации, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.

Социальные выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее - социальные выплаты) предоставляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

К гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым жильем в указанном порядке, относятся, в том числе граждане, имеющие на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 общий стаж работы и (или) службы в календарном исчислении не менее 10 лет в расположенных (располагавшихся) на территории комплекса "Байконур" территориальных органах и (или) подразделениях федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органах, администрации города Байконура (администрации города Ленинска), профсоюзных органах (в случае замещения должностей профсоюзными работниками, освобожденными от замещения должностей в государственных органах и организациях вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы), российских организациях ракетно-космической промышленности (их филиалах и представительствах), государственных, муниципальных организациях, доля участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура в уставном капитале которых составляет не менее 50%, организациях (их филиалах и представительствах) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и филиале названной Корпорации.

Право граждан Российской Федерации и членов их семей на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом ранее действовавшее правовое регулирование данной сферы жилищных гарантий, в частности пп. "д" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 561, предусматривало, что правом на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета обладали граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансировались за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией города Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации.

Таким образом, ранее, как и в настоящее время, одним из условий для возникновения указанного права являлась трудовая деятельность граждан в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, что свидетельствует о преемственности правового регулирования в этой сфере и отсутствии оснований для вывода об изменении условий для обеспечения государственным жилищным сертификатом, в результате чего Смирнов утратил соответствующее право.

Данный вывод соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 апреля 2020 г. N 917-О.

Документы об осуществлении трудовой деятельности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе о доле участия в их уставном капитале Российской Федерации и (или) администрации города Байконура, Смирнов в Комиссию по переселению не представил, то есть не подтвердил наличие у него права на обеспечение жильем путем предоставления государственного жилищного сертификата.

Необходимость работы в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета, для получения государственного жилищного сертификата, была также предусмотрена и Положением от 11 февраля 2009 г. N 08, на основании которого Смирнов принимался на жилищный учет.

При этом предметом судебного разбирательства по данному делу является отказ во включении Смирнова в программу, предусматривающую обеспечение жильем именно в указанной форме (путем предоставления государственного жилищного сертификата).

Кроме того, согласно позиции ответчиков, оставление Смирнова на жилищном учете в администрации города Байконура сохраняет возможность на реализацию его жилищных прав путем предоставления жилого помещения на территории Российской Федерации в порядке, не связанном с участием в ведомственной целевой программе. Пребывание на таком жилищном учете Смирнов подтвердил в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации.

При таких данных решение об отказе во включении Смирнова в состав участников ведомственной целевой программы соответствует требованиям закона и прав истца не нарушает.

Допущенные судом кассационной инстанции нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого определения Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. и оставления в силе апелляционного определения 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Смирнова Олега Валентиновича к главе администрации города Байконура и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" отменить.

Оставить в силе по данному делу апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления