ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июня 2019 г. N 208-КА19-4
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.
при секретаре Лисицыной А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего штаба Восточного военного округа подполковника Цурикова Владимира Анатольевича об оспаривании действий начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа и начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - Управление финансового обеспечения по Хабаровскому краю), связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя начальника Управления финансового обеспечения по Хабаровскому краю Клименко А.В. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 14 мая 2018 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 2 августа 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 14 мая 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 2 августа 2018 г., удовлетворено административное исковое заявление Цурикова В.А., в котором он просил признать незаконными приказ начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа от 18 декабря 2017 г. N 102 о прекращении с 1 ноября 2017 г. выплаты административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения и действия начальника Управления финансового обеспечения по Хабаровскому краю, связанные с отказом в выплате названной компенсации за ноябрь и декабрь 2017 года.
Судом признан незаконным оспариваемый приказ, а на начальника Управления финансового обеспечения по Хабаровскому краю возложена обязанность по выплате Цурикову В.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за ноябрь и декабрь 2017 года. Кроме того, с административного ответчика судом взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 12 октября 2018 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника Управления финансового обеспечения по Хабаровскому краю Клименко А.В. просит отменить судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и принять по делу новое решение об отказе Цурикову В.А. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Клименко А.В. указывает на оставление судами без внимания того обстоятельства, что в силу нормативных предписаний предоставление Цурикову В.А. субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) является исполнением Министерством обороны Российской Федерации своих обязательств по его жилищному обеспечению, а выплата военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором он получил жилищную субсидию. Поскольку в сентябре 2017 года Цурикову В.А. была предоставлена жилищная субсидия, основания для выплаты денежной компенсации за ноябрь и декабрь 2017 года отсутствовали.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.
В суде установлено, что Цуриков В.А., заключивший контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., проходит военную службу в штабе Восточного военного округа, дислоцированного в г. Хабаровске.
С 18 августа 2014 г. административный истец решением жилищного органа включен в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а с 31 мая 2016 г. - в список нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту военной службы, после чего ему в соответствии с приказами начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа на основании представленных документов выплачивалась ежемесячная денежная компенсация за наем жилого помещения.
Решением начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") от 13 сентября 2017 г. административному истцу и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена жилищная субсидия, на которую он приобрел две квартиры: в октябре 2017 года - в г. Новосибирске, а в декабре 2017 года - в г. Хабаровске.
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 10 октября 2017 г. Цуриков В.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и приказом начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа от 18 декабря 2017 г. N 102 ему с 1 ноября 2017 г. прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что на момент издания оспариваемого приказа административный истец не был снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и по месту военной службы жильем обеспечен не был, что являлось основанием для продолжения выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения.
Соглашаясь с данными выводами, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Цуриков В.А. получил жилищную субсидию для приобретения жилья по избранному месту жительства, не совпадающего с местом военной службы, в связи с чем оснований для снятия его с жилищного учета по месту военной службы не имелось.
Однако такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела.
В суде установлено, что Цурикову В.А. в период военной службы за счет средств федерального бюджета предоставлена жилищная субсидия.
Следовательно, Министерством обороны Российской Федерации исполнено обязательство по жилищному обеспечению административного истца по месту военной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989).
Кроме того, согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в соответствии с п. 8 которой выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
При таких данных Цуриков В.А. после получения в сентябре 2017 года жилищной субсидии утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
То обстоятельство, что административный истец в порядке реализации жилищной субсидии в октябре 2017 года приобрел жилое помещение не по месту военной службы, на законность принятого жилищным органом решения не влияет, поскольку одновременное его обеспечение служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии привело бы к тому, что он воспользовался бы одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему по месту военной службы жилищной субсидии и получение в том же населенном пункте служебного жилого помещения.
Между тем в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которых в отношении административного истца не имеется.
Таким образом, приказ начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа от 18 декабря 2017 г. о прекращении выплаты административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения после предоставления жилищной субсидии и действия начальника Управления финансового обеспечения по Хабаровскому краю, связанные с отказом в выплате названной компенсации за ноябрь и декабрь 2017 года, являются законными.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов об удовлетворении административного искового заявления Цурикова В.А., в том числе на основании ст. ст. 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения в части возмещения судебных расходов за счет средств федерального бюджета, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 14 мая 2018 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 2 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Цурикова Владимира Анатольевича в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Цурикова В.А. отказать.
И.В.КРУПНОВ
А.В.ВОРОНОВ
О.А.ДЕРБИЛОВ
------------------------------------------------------------------