ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 ноября 2021 г. N 222-КГ21-11-К10
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Воронова А.В.
судей Дербилова О.А. и Сокерина С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителей главы администрации города Байконура - Красюковой М.А. и комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" (далее - комиссия по переселению) - Свитан Т.А. на решение 26 гарнизонного военного суда от 29 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 15 декабря 2020 г. и определение Кассационного военного суда от 22 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-7843/2020 26-го гарнизонного военного суда по исковому заявлению Белокрыловой Анны Николаевны к главе администрации города Байконура и комиссии по переселению о признании незаконным решения указанной комиссии от 18 июня 2020 г. об отказе во включении истца в состав участников Ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - ведомственная целевая программа).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
решением 26 гарнизонного военного суда от 29 сентября 2020 г., оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое заявление Белокрыловой удовлетворено.
Суд признал незаконным решение комиссии по переселению от 18 июня 2020 г. об отказе во включении Белокрыловой в состав участников Ведомственной целевой программы, а также возложил на главу администрации города Байконура и комиссию по переселению обязанность повторно рассмотреть заявление Белокрыловой и включить ее в состав участников Ведомственной целевой программы.
В кассационной жалобе представители главы администрации города Байконура и комиссии по переселению просят отменить указанные выше судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование несогласия с выводами судов представители ответчиков ссылаются на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определении от 23 апреля 2020 г. N 917-О, согласно которой Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 предусмотрены жилищные льготы для определенных категорий граждан, в том числе исходя из характера деятельности организаций, в которых эти граждане осуществляли трудовую деятельность на территории иностранного государства, и их связи с Российской Федерацией и (или) администрацией города Байконура.
Что же касается действовавшего ранее правового регулирования данной сферы жилищных гарантий, то и прежде правом на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета обладали граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансировались за счет средств федерального бюджета, зарегистрированные администрацией города Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации.
Авторы жалобы утверждают, что истец не имела права на получение субсидии, поскольку не прибывала для работы в организациях, расположенных на территории комплекса "Байконур" и финансируемых за счет федерального бюджета.
Ссылка на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П необоснованна, поскольку оно не относится к рассматриваемым в рамках данного дела правоотношениям.
Кроме того, истец сохраняет право на обеспечение жильем на территории Российской Федерации за счет федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 2005.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2021 г. кассационная жалоба представителей главы администрации города Байконура и комиссии по переселению с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
Согласно ст. 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, что выразилось в следующем.
По делу установлено, что Белокрылова, зарегистрированная на территории города Байконура с 1995 года, решением городской жилищной комиссии комплекса "Байконур" по отселению граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих отселению с комплекса "Байконур".
Решением комиссии по переселению от 18 июня 2020 г. Белокрыловой отказано во включении в состав участников Ведомственной целевой программы на 2020 год в связи с тем, что она не относится к категориям граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты.
Комиссия не учла Белокрыловой трудовой стаж с 24 июня 2005 г. по 14 мая 2010 г. в Химкинском специализированном монтажном управлении ЗАО "Кислородмонтаж." Зачтен трудовой стаж в филиале ФГУП ЦЭНКИ - КЦ "Южный" с 14 мая 2010 г. по 18 мая 2018 г., то есть по дату издания Президентом Российской Федерации Указа от 18 мая 2018 г. N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации".
Удовлетворяя требования истца, суды исходили из того, что Белокрылова правомерно принята на жилищный учет в 2016 году, а последующее изменение правового регулирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 не может рассматриваться как основание для лишения ее права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, что подтверждается позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой, согласно которому придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально - экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе издавать указы, в том числе - согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации - регламентирующие жилищные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, принятым в порядке реализации указанных конституционных положений, предусмотрены жилищные льготы для определенных категорий граждан, в том числе исходя из характера деятельности организаций, в которых эти граждане осуществляли трудовую деятельность на территории иностранного государства, и их связи с Российской Федерацией и (или) администрацией города Байконура.
Согласно п. п. 1, 2, 3, 7 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, настоящим Положением определяется порядок предоставления социальных выплат подлежащим переселению с территории комплекса "Байконур" гражданам Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации) и членам их семей, имеющим гражданство Российской Федерации, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.
Социальные выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее - социальные выплаты) предоставляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
К гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым жильем в указанном порядке относятся, в том числе граждане, имеющие на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 общий стаж работы и (или) службы в календарном исчислении не менее 10 лет в расположенных (располагавшихся) на территории комплекса "Байконур" территориальных органах и (или) подразделениях федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органах, администрации города Байконура (администрации города Ленинска), профсоюзных органах (в случае замещения должностей профсоюзными работниками, освобожденными от замещения должностей в государственных органах и организациях вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы), российских организациях ракетно-космической промышленности (их филиалах и представительствах), государственных, муниципальных организациях, доля участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, организациях (их филиалах и представительствах) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и филиале названной Корпорации.
Право граждан Российской Федерации и членов их семей на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом ранее действовавшее правовое регулирование данной сферы жилищных гарантий, в частности пп. "д" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 561, предусматривало, что правом на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета обладали граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансировались за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией города Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации.
Таким образом, и ранее одним из условий для возникновения указанного права являлась трудовая деятельность граждан в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, что свидетельствует о преемственности правового регулирования в этой сфере и отсутствии оснований для вывода об изменении условий для обеспечения государственным жилищным сертификатом, в результате чего Белокрылова утратила соответствующее право.
Данный вывод соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 апреля 2020 г. N 917-О.
Исходя из изложенного, принятие нормативных правовых актов, регулирующих функционирование Ведомственной целевой программы, вопреки выводам судов, не может рассматриваться как внесение изменений в условия предоставления жилищных субсидий в отношении истца Белокрыловой.
Юридически значимыми для данного дела обстоятельствами являются соответствие Белокрыловой требованиям Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 и правильность учета трудового стажа Белокрыловой комиссией по переселению. Однако соответствующие обстоятельства судами надлежащим образом не устанавливались и не оценивались.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
решение 26 гарнизонного военного суда от 29 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 15 декабря 2020 г. и определение Кассационного военного суда от 22 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-7843/2020 26-го гарнизонного военного суда по исковому заявлению Белокрыловой Анны Николаевны отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в 26 гарнизонный военный суд.
------------------------------------------------------------------