Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 N 59-АПА19-14

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 декабря 2019 г. N 59-АПА19-14

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Касаткиной В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании не действующей строки 5 приложения N 1 к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 декабря 2018 г. N 170-пр/э "О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от 19 декабря 2014 г. N 183-пр/э, от 26 июня 2015 г. N 75-пр/э" в части установления акционерному обществу "Оборонэнерго" в лице филиала "Дальневосточный" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь в размере 87 094,52 руб., о признании недействующими строки 5 приложения N 2 к указанному приказу, строки 6 таблицы 1 приложения N 1 к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 декабря 2018 г. N 178-пр/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год" по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Амурского областного суда от 25 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Акбашяна К.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим строки 5 приложения N 1 к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление) от 21 декабря 2018 г. N 170-пр/э "О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от 19 декабря 2014 г. N 183-пр/э, от 26 июня 2015 г. N 75-пр/э" в части установления акционерному обществу "Оборонэнерго" в лице филиала "Дальневосточный" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь в размере 87 094,52 руб., о признании недействующими строки 5 приложения N 2 к указанному приказу, строки 6 таблицы 1 приложения N 1 к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 декабря 2018 г. N 178-пр/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год".

Решением Амурского областного суда от 25 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Оборонэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.

Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых общество оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании договоров, в том числе на территории Амурской области.

Оспариваемыми приказами для общества на 2019 год установлены необходимая валовая выручка, из которой рассчитаны единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Амурской области, а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области.

По мнению административного истца, орган регулирования неправильно определил затраты по налогу на прибыль на очередной год периода регулирования и не учел в экономически обоснованном размере налог на прибыль по результатам деятельности организации.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для определения необходимой валовой выручки и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии общество представило налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2017 год, согласно которой филиалом "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго" зачислен налог на территории Амурской области в размере доли 0,00927707152397 от суммы налога на прибыль в целом по юридическому лицу - 991 352 тыс. руб., что составляет 9 196,84 тыс. руб., в том числе в бюджет Амурской области 85% или 7 817,32 тыс. руб.

Распределение прибыли, приходящейся на территорию Амурской области, определено обществом в порядке пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации.

Распределение налога на прибыль произведено по видам деятельности в целом по юридическому лицу пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности.

Вместе с тем расчет регулируемой организации выполнен без применения нормы об обязательном раздельном учете видов деятельности, регламентированного также Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. N 585.

Судом первой инстанции проанализированы отчет о финансовых результатах общества за 2017 год, данные раздельного учета по бухгалтерской документации и установлен убыток от регулируемой деятельности (передача электрической энергии и технологическое присоединение) за указанный период.

Отрицательный финансовый результат от осуществляемых видов деятельности свидетельствует об экономической необоснованности заявленных обществом расходов по уплате налога на прибыль на 2019 год.

Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль принята Управлением на основании имеющихся в структуре неподконтрольных расходов общества капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство, финансируемых за счет прибыли на 2019 год (3 142,65 тыс. руб.). Налог на прибыль на 2019 год определен в размере 785,66 тыс. руб.

Ранее учтенная в необходимой валовой выручке 2017 года сумма налога на прибыль в размере 417,2 тыс. руб. исключена административным ответчиком на 2019 год в порядке корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений, выявленных по итогам 2017 года.

Позиция административного ответчика мотивированно изложена в экспертном заключении и письменных возражениях, подтверждается материалами судебного дела и дела об установлении тарифов. Выводы, изложенные в обжалуемом решении суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не опровергают.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Амурского областного суда от 25 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления