Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 86-АПГ18-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 декабря 2018 г. N 86-АПГ18-11

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кругловой Т.И. о признании недействующим постановления Администрации Владимирской области от 30 апреля 2014 г. N 441 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" (в редакции постановления администрации Владимирской области от 11 декабря 2017 г. N 1030) в части строки "2018 год с 1 июля по 31 декабря" пункта 73 раздела "Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Владимирской области на 2014 - 2018 годы" приложения к постановлению; пункта 73 раздела "Обоснование величины установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях с 01 июля 2018 года" приложения к постановлению, по апелляционной жалобе Кругловой Т.И. на решение Владимирского областного суда от 14 августа 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Кругловой Т.И., представителя административного истца Егорова Е.В., представителя Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области и Администрация Владимирской области Меньшова М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Круглова Т.И. обратилась во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации Владимирской области от 30 апреля 2014 г. N 441 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" (в редакции постановления администрации Владимирской области от 11 декабря 2017 г. N 1030) в части строки "2018 год с 1 июля по 31 декабря" пункта 73 раздела "Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Владимирской области на 2014 - 2018 годы" приложения к постановлению; пункта 73 раздела "Обоснование величины установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях с 01 июля 2018 года" приложения к постановлению.

Решением Владимирского областного суда от 14 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Круглова Т.И. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

Глава поселка Вольгинский, представители администрации поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области, ООО "Владимиртеплогаз", Совета народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. N 2222-р (в редакции от 4 июня 2015 г.) утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 - 2018 годы, которые для Владимирской области на первое полугодие 2018 года установлены равными 0, на второе полугодие 2018 года - 2,3%.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 2353-р в среднем по Владимирской области на 2018 год утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 4%.

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

Таким образом, максимальная величина изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги во Владимирской области за оспариваемый период может составлять 6,3%.

Постановлением администрации Владимирской области от 30 апреля 2014 г. N 441 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Владимирской области на 2014 - 2018 годы согласно приложению.

В пункте 73 указанного постановления предельные индексы для муниципального образования поселок Вольгинский Петушинского района Владимирской области в первоначальной редакции на первый год долгосрочного периода установлены в виде значений, выраженных в процентах, на второй и последующие годы долгосрочного периода - в виде формулы.

В оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.

Постановлением администрации Владимирской области от 11 декабря 2017 г. N 1030 в пункт 73 приложения к постановлению от 30 апреля 2014 г. N 441 внесены изменения, согласно которым предельный индекс для муниципального образования поселок Вольгинский Петушинского района Владимирской области с 1 июля по 31 декабря 2018 г. составил 9,9%.

В разделе 1.2 постановления от 11 декабря 2017 г. N 1030 приведено обоснование величины установленного в пункте 73 предельного (максимального) индекса.

Так, значение предельного индекса соответствует наиболее невыгодному для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набору коммунальных услуг и типу благоустройства дома: электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (сетевой газ). Планируемые размер и темпы изменения тарифов на коммунальные услуги: на электроэнергию - 4,42 руб./кВт.ч (5,0%), тепловую энергию - 2104,27 руб./Гкал (9,8%), горячую воду: тариф на тепловую энергию - 2104,27 руб./Гкал (9,8%), тариф на холодную воду - 22,34 руб./куб. м (2,5%), холодную воду - 22,34 руб./куб. м (2,5%), водоотведение - 54,79 руб./куб. м (1,6%), газоснабжение - 7,51 руб./куб. м (3,4%). Объемы и (или) нормативы потребления коммунальных услуг в месяц: электроэнергия 0 кВт.ч/чел., отопление 0,0190 Гкал/кв. м, горячая вода - 0 куб. м/чел., холодная вода - 0 куб. м/чел., водоотведение - 0 куб. м/чел., газоснабжение на приготовление пищи - 9,5 куб. м/чел. Основанием для установления предельного индекса является: соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения. Причины и факторы, повлиявшие на величину установленного предельного индекса: соблюдение долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного концессионного соглашения в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения (ООО "Владимиртеплогаз" Петушинский филиал). Численность населения, изменение размера платы за коммунальные услуги в отношении которого равно предельному индексу, - 50 чел. Доля населения, изменение размера платы за коммунальные услуги в отношении которого равно предельному индексу, в общей численности населения муниципального образования - 0,8%, в общей численности населения Владимирской области - 0,003%. Предельный индекс в размере 9,9% установлен по согласованию с представительным органом муниципального образования (решение Совета народных депутатов муниципального образования поселка Вольгинский от 10 марта 2016 г. N 9/3 и от 30 ноября 2017 г. N 61/13) и превысил индекс по области более чем на величину отклонения по области на 3,6%, или на 68,87 руб. на одного гражданина.

Нарушений процедуры принятия решения о согласовании Советом народных депутатов поселка Вольгинский проекта оспариваемого нормативного правового акта, которым предусмотрено увеличение предельного индекса по муниципальному образованию со второго полугодия 2018 г. до 9,9%, судом первой инстанции не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Согласно пункту 50 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением случая, указанного в пункте 35(1) данных Основ.

Названный проект согласован решением Совета народных депутатов муниципального образования поселок Вольгинский от 30 ноября 2017 г. N 61/13.

Состав Совета, участвовавшего в заседании, является правомочным.

Требования Устава муниципального образования "поселок Вольгинский" Петушинского района Владимирской области, утвержденного решением Совета народных депутатов поселка Вольгинский от 5 февраля 2015 г. N 1/1, Регламента Совета народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области, утвержденного решением Совета народных депутатов пос. Вольгинский от 27 августа 2015 г. N 32/9, и Порядка проведения организационно-правовым отделом Совета народных депутатов поселка Вольгинский правовой экспертизы и визирования проектов правовых актов, утвержденного распоряжением Совета народных депутатов поселка Вольгинский от 30 января 2015 г. N 3-р, соблюдены.

Антикоррупционная экспертиза проекта постановления проведена, в прокуратуру области проект также направлялся.

Постановление администрации Владимирской области от 11 декабря 2017 г. N 1030 подписано Губернатором Владимирской области и опубликовано 12 декабря 2017 г. на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 16 декабря 2017 г. в газете "Владимирские ведомости", N 200, согласно пункту 65 вышеназванных Основ и постановлению администрации Владимирской области от 20 июля 2017 г. N 595 "О порядке официального опубликования законов Владимирской области, указов и распоряжений Губернатора области, постановлений и распоряжений администрации области, постановлений органов исполнительной власти области".

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и вступления в силу.

Судебная коллегия отмечает, что экономическая обоснованность тарифов, установленных для конкретной организации отдельным нормативным правовым актом, не может быть предметом оценки суда в деле об оспаривании нормативного правового акта, которым утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Принципы, методы и порядок расчета тарифов и предельных индексов определяются самостоятельными федеральными нормативными правовыми актами.

В рассматриваем случае обоснование величины установления предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения) соответствует подпункту "д" пункта 46 Основ. Нарушения порядка расчета предельного индекса, определенного основами, также не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Владимирского областного суда от 14 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кругловой Т.И. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления