КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2023 г. N 2929-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АВТОНОМНОЙ
НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "КСТОВСКАЯ АКАДЕМИЯ САМБО"
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 20
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы автономной некоммерческой организации "Кстовская академия самбо" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения определениями судов апелляционной и кассационной инстанций, частично удовлетворены требования территориального органа Минюста России к автономной некоммерческой организации "Всемирная Академия Самбо", постановлено ликвидировать данную организацию, назначить ликвидатором арбитражного управляющего, установив шестимесячный срок для завершения процедуры ликвидации и направления в территориальный орган Минюста России документов для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Впоследствии определениями суда общей юрисдикции, оставленными без изменения определениями судов апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении ходатайства автономной некоммерческой организации "Кстовская академия самбо" (далее также - АНО "КАС") об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей ликвидатора, назначении нового ликвидатора и установлении срока для завершения процедуры ликвидации; удовлетворено ходатайство арбитражного управляющего о ликвидации автономной некоммерческой организации "Всемирная Академия Самбо", внесении записи о ликвидации данной организации в ЕГРЮЛ, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). При этом суды, в числе прочего, исходили из того, что безвозмездная передача имущества автономной некоммерческой организации "Всемирная Академия Самбо" бюджетному учреждению (спортивной школе) не является противоправной и не противоречит пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", поскольку не предусмотрено запрета на направление имущества при ликвидации некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цель, в интересах которой она была создана, и (или) на благотворительные цели некоммерческой организации в форме бюджетного учреждения, а АНО "КАС" не является ни учредителем ликвидируемой организации, ни ее кредитором, ни ее правопреемником.
Конституционность пункта 1 статьи 20 "Имущество ликвидируемой некоммерческой организации" Федерального закона "О некоммерческих организациях" оспаривает АНО "КАС".
По мнению заявителя, данное законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 55 (часть 2) и 118 (часть 2), в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, предоставляет возможность:
разрешать вопрос, в пользу каких субъектов подлежит передаче имущество ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (далее - оставшееся имущество), без предварительного осуществления процедуры уведомления (выявления) субъектов, отвечающих требованиям, позволяющим претендовать на оставшееся имущество, и желающих реализовать право на его получение;
лишать права на получение оставшегося имущества того субъекта, который ранее благодаря своим процессуальным усилиям добился принятия судебных актов, воспрепятствовавших переходу к третьим лицам права единственного учредителя (участника) некоммерческой организации и/или воспрепятствовавших отчуждению третьим лицам имущества, независимо от соответствия названного субъекта требованиям, позволяющим претендовать на оставшееся имущество;
единоличному исполнительному органу ликвидируемой некоммерческой организации самостоятельно разрешать вопрос о субъектах, в пользу которых подлежит передаче оставшееся имущество, в ситуации, если имеются несколько претендующих на него субъектов, о чьих притязаниях известно единоличному исполнительному органу ликвидируемой некоммерческой организации.
Кроме того, в жалобе указывается, что данная норма не устанавливает правового регулирования отношений, связанных с уведомлением (выявлением) субъектов, отвечающих требованиям, позволяющим претендовать на оставшееся имущество, и желающих реализовать право на его получение; не предусматривает механизма, с помощью которого суду следует определять субъектов, в чью собственность подлежит передаче оставшееся имущество.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели; в случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Приведенное законоположение, учитывающее правовой статус некоммерческой организации как организации, созданной для достижения закрепленных данным Федеральным законом целей (статья 2), согласуется с общим правилом о том, что, если иное не установлено данным Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (пункт 8 статьи 63 ГК Российской Федерации). Оно не препятствует судебной оценке правомерности передачи какому-либо лицу имущества ликвидируемой некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, и не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, а также проверка правильности применения оспариваемых норм с учетом данных обстоятельств, а равно и внесение изменений и дополнений в закон к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Кстовская академия самбо", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------