КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2023 г. N 2876-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
САВЧЕНКО ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ АБЗАЦАМИ ШЕСТЫМ И ШЕСТНАДЦАТЫМ ПУНКТА 2, АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ
ПУНКТА 42.1 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.В. Савченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка И.В. Савченко, которой отказано в перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению, оспаривает конституционность абзацев шестого и шестнадцатого пункта 2, абзаца пятого пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее - Правила).
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1), 42, 55 (часть 3) и 58 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не обеспечивают права лиц, надлежащим образом оборудовавших свои помещения устройствами учета теплоэнергии, добросовестно и разумно потребляющих ресурсы, на оплату фактически потребленного ресурса и ставят их в зависимость от вида и наименования прибора, которым оборудовано помещение, и физических величин, в которых прибор вычисляет и отображает объем потребленной тепловой энергии, чем нарушается принцип равенства между потребителями коммунальных услуг.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Правил индивидуальным прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении. В абзаце шестнадцатом того же пункта Правил установлено, что распределителем является устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Данные нормативные положения, действующие во взаимосвязи с подпунктом "г" пункта 34 Правил, носят общий характер норм-дефиниций, направлены на конкретизацию правового регулирования отношений в области предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и не содержат неопределенности, поскольку устанавливают конкретные требования, которым должно соответствовать оборудование в целях признания его индивидуальным прибором учета или распределителем. При этом в случае спора граждане не лишены возможности представлять суду доказательства соответствия оборудования установленным требованиям.
Абзац пятый пункта 42.1 Правил предусматривает исчисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Вопреки позиции заявительницы, данное положение не препятствует реализации права граждан на оплату фактически потребленного ими коммунального ресурса при условии соответствия индивидуального прибора учета, которым оборудовано принадлежащее им помещение, установленным требованиям.
С учетом сказанного оспариваемые нормы не могут рассматриваться в качестве нарушающих в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы, в деле с участием которой суды исходили из недоказанности соответствия имеющихся в квартирах И.В. Савченко устройств требованиям, предъявляемым к индивидуальным приборам учета и распределителям. В компетенцию же Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") исследование фактических обстоятельств дела и оценка правильности применения норм права с учетом этих обстоятельств не входят.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Савченко Ирины Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------