КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2023 г. N 2872-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЛИПИЧ
ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ 11 СТАТЬИ 155 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПУНКТАМИ 56.1, 56.2, 148.36 И 148.44 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ
В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.В. Липич к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка О.В. Липич оспаривает конституционность части 11 статьи 155 "Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги" Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 56.1, 56.2, 148.36 и 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее также - Правила).
Как следует из представленных материалов, О.В. Липич является участницей общей долевой собственности на жилой дом, в котором никто не зарегистрирован и не проживает. Решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, заявительнице помимо прочего отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, прекращении начисления и выставления данной услуги в квитанции и перерасчете платы за указанную коммунальную услугу в связи с постоянным отсутствием потребителей в жилом доме.
По мнению О.В. Липич, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 7, 8 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (части 1 и 3), 18, 19, 27 (часть 1), 35 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, в частности, возлагают на собственников, не зарегистрированных и постоянно отсутствующих в жилом помещении, в котором не проживают также иные граждане, обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которой они фактически не пользуются, препятствуют осуществлению перерасчета платы за названную услугу при указанных обстоятельствах, исключают возможность судебной защиты права по сравнению с другими потребителями данной услуги. Помимо этого, нарушение своих конституционных прав заявительница связывает с тем, что пункт 56.1 Правил не допускает составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в целях расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и что обязанность по оплате названной услуги возлагается только на того собственника, на которого открыт лицевой счет, при этом пункт 148.36 Правил для расчета объема коммунальной услуги предписывает учитывать всех собственников жилого помещения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными материалами не подтверждается применение пункта 56.1 Правил в конкретном деле с участием О.В. Липич.
2.2. В Постановлении от 2 декабря 2022 года N 52-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что современные условия становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами обусловливают специфику соответствующей коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, следовательно, обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от фактического использования жилого помещения призвано в том числе обеспечить возмещение затрат организациям, предоставляющим коммунальные услуги потребителям (определения от 18 июля 2017 года N 1634-О и от 30 сентября 2019 года N 2429-О).
В связи с этим в Постановлении от 2 декабря 2022 года N 52-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что полное освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах и собственникам жилых домов коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в ситуации заявительницы в рамках единой системы, поэтому - с учетом приведенных правовых позиций - действующие во взаимосвязи часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 56.2, 148.36 и 148.44 Правил не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права О.В. Липич в аспекте, обозначенном в жалобе.
Кроме того, не нарушает конституционных прав заявительницы, перечисленных в жалобе, пункт 148.36 Правил, рассматриваемый в системном единстве со статьей 249 ГК Российской Федерации, направленной на обеспечение баланса интересов участников долевой собственности.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Липич Ольги Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------