КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2023 г. N 2786-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГУЩИКА
ИГОРЯ СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЯМИ 23 И 30 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ
КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.С. Гущика к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин И.С. Гущик оспаривает конституционность статей 23 "Порядок прохождения военной службы (службы) гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Социальные гарантии военнослужащим" и 30 "Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения" Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они исключают возможность зачета периодов выполнения гражданами, призванными на специальные военные сборы, работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в трудовой (страховой) стаж и стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, в том же порядке, в каком периоды выполнения таких работ засчитываются в выслугу лет военнослужащим (как это было предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 года N 665-195 "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды"), чем создают для указанных граждан худшие условия реализации пенсионных прав, препятствуют полному возмещению вреда, причиненного их здоровью радиационным воздействием, и нарушают конституционный принцип равенства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения в ряде законодательных актов, в том числе определяющих особенности правового статуса отдельных категорий граждан. Так, положение части шестой статьи 23 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает зачет периодов выполнения заданий и несения военной службы в зоне отчуждения в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц за три. Часть первая статьи 30 названного Закона предоставляет гражданам, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, право на назначение пенсии со снижением на 10 лет пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 названного Закона Российской Федерации, независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Следовательно, названные законоположения, действующие во взаимосвязи с другими нормами данного Закона и иных нормативных правовых актов, устанавливают льготы при назначении пенсий гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, направлены на улучшение условий их пенсионного обеспечения и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
Что касается иных положений оспариваемых И.С. Гущиком статей названного Закона, то их применение судом в деле с его участием представленными документами не подтверждается, в связи с чем и в этой части данная жалоба не может быть принята к рассмотрению, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации. Проверка же правильности определения условий пенсионного обеспечения заявителя, на чем, как видно из содержания жалобы, он настаивает, ставя вопрос об отмене состоявшихся по его делу судебных постановлений, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гущика Игоря Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------