КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2023 г. N 2747-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ГОНЧАРОВА РОМАНА ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЯТОЙ СТАТЬИ 327 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.И. Гончарова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Приговором районного суда (с учетом изменений, внесенных апелляционным постановлением) гражданин Р.И. Гончаров признан виновным в использовании заведомо подложного документа. Это преступление, по оценке суда, выразилось в передаче Р.И. Гончаровым водительского удостоверения Республики Беларусь (оформленного на ее гражданина Гончарова Романа Игоревича и содержащего фотографию заявителя) для проверки сотрудникам полиции, остановившим транспортное средство под его управлением. Кассационными судами отклонены доводы жалоб осужденного о том, что - поскольку он является гражданином Российской Федерации - иностранное водительское удостоверение не предоставляло и не могло предоставлять ему никаких прав.
В этой связи заявитель оспаривает конституционность части пятой статьи 327 "Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков" УК Российской Федерации, утверждая, что она не соответствует статьям 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 49 (часть 3) и 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяет признавать в качестве предмета предусмотренного в ней преступления любой поддельный документ, в том числе не предоставляющий никаких прав или иных выгод лицу, которое его предъявило.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в общей системе регулирования приобретают особую значимость применительно к уголовному закону, являющемуся по своей правовой природе крайним, исключительным средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. В силу этого любое преступление, а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем так, чтобы исходя непосредственно из текста нормы - в случае необходимости с помощью данного ей судами толкования - каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий или бездействия (Постановления от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 июня 2014 года N 18-П и др.).
Кроме того, принципы законности, вины и справедливости нарушает привлечение лица к уголовной ответственности за невиновные (в уголовно-правовом смысле) действия, в частности выразившиеся в представлении в государственный орган предусмотренных законодательством документов, не содержащих признаков подделки или подлога (Постановление от 22 июля 2020 года N 38-П).
Статья 327 УК Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков (часть третья), а также за использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей этой статьи (часть пятая).
Предусмотрев такую ответственность, федеральный законодатель исходил из того, что эти нормы направлены на обеспечение порядка управления (глава 32 УК Российской Федерации), в том числе в части, касающейся надлежащего оборота документов. При этом законодатель наделил правоприменителя правом в каждом конкретном случае оценивать свойства документа и признавать его либо предоставляющим права (освобождающим от обязанностей), либо нет и в зависимости от этого привлекать или не привлекать к ответственности за использование документа как подложного. К тому же ответственность за данное преступление наступает при использовании лишь заведомо для виновного подложного документа, что предполагает наличие прямого умысла, когда лицо осознает, что документ, который оно использует, является подложным, и желает использовать именно такой документ (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 534-О-О и N 575-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1671-О-О, от 22 марта 2012 года N 417-О-О, от 22 ноября 2012 года N 2039-О, от 27 сентября 2019 года N 2357-О и от 29 октября 2020 года N 2552-О).
В соответствии со статьей 25 "Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами" Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в Российской Федерации признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации в том числе иностранные национальные водительские удостоверения (пункты 12, 13, 15 и 16). Тем самым в установленных этим Федеральным законом случаях иностранные национальные водительские удостоверения признаются на территории Российской Федерации официальными документами и могут при наличии признаков, которые закреплены статьей 327 УК Российской Федерации, являться предметом предусмотренных в ней незаконных действий.
Соответственно, оспариваемая норма, действующая в системе правового регулирования, не содержит неопределенности и не предполагает произвольной оценки деяния лица, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гончарова Романа Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------