КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 мая 2022 г. N 1191-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
НЕПОМНЯЩЕГО АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 75 И ЧАСТЬЮ
ПЕРВОЙ СТАТЬИ 76.7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)", А ТАКЖЕ НОРМАМИ
ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА N 625-П
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Непомнящего к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин А.В. Непомнящий оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":
части третьей статьи 75, предусматривающей, что для предотвращения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации, Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 данного Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России; порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России; в целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц;
части первой статьи 76.7, согласно которой Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.
Кроме того, заявитель просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации главу 6 "Ведение Банком России баз данных и направление лицами запроса о предоставлении Банком России информации о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, а также направление Банком России ответа, содержащего запрашиваемую информацию, или сведения об отсутствии такой информации" Положения Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Указания Банка России от 11 июня 2020 года N 5474-У), а также пункты 1.8 и 1.16 приложения 7 к данному Положению (Перечень оснований для внесения сведений в базы данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - базы данных), и срок нахождения в базах данных сведений о руководящих должностных лицах финансовых организаций (филиалов) и иных должностных лицах финансовых организаций, включая лиц, временно исполняющих их обязанности, лиц, имеющих право распоряжения денежными средствами, учредителях (акционерах, участниках) финансовой организации, деятельность которых привела к нанесению ущерба финансовой организации или нарушению законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, иных лицах, в отношении которых Банк России получает персональные данные).
Как следует из представленных материалов, А.В. Непомнящий занимал должность единоличного исполнительного органа (директора), а также осуществлял функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - специальное должностное лицо), в микрокредитной компании, которая в связи с неоднократным нарушением требований законодательства была исключена из государственного реестра микрофинансовых организаций. Приведенные обстоятельства послужили основанием для внесения 20 февраля 2020 года сведений о деловой репутации А.В. Непомнящего в базу данных Банка России о лицах, не отвечающих требованиям к деловой репутации, предусмотренным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций.
Полагая, что деятельность в должности единоличного исполнительного органа и осуществление функций специального должностного лица в микрокредитной компании не являются основанием для внесения сведений о деловой репутации в указанную базу данных, заявитель обратился в суд с требованием о признании соответствующих действий Банка России неправомерными. Однако решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, в удовлетворении административного искового заявления А.В. Непомнящего было отказано. При этом суды исходили из того, что Положение Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П (в том числе в редакции, действовавшей на момент внесения сведений о деловой репутации А.В. Непомнящего в базу данных Банка России о лицах, не отвечающих требованиям к деловой репутации, предусмотренным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций) не исключало должностных лиц микрокредитных компаний из числа лиц, в отношении которых в базы данных Банка России вносятся сведения о деловой репутации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют необоснованно и во внесудебном порядке вносить в базы данных Банка России сведения о деловой репутации лица, занимавшего должность единоличного исполнительного органа и осуществлявшего функции специального должностного лица в микрокредитной компании, исключенной из государственного реестра микрофинансовых организаций до внесения изменений в Положение Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П, прямо предусмотревших такую возможность.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" исходя из целей деятельности Центрального банка Российской Федерации (статья 3) закрепляет в числе его функций регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (пункт 9.1 статьи 4). К числу таких некредитных финансовых организаций относятся, в частности, микрофинансовые организации (пункт 11 части первой статьи 76.1 названного Федерального закона), которые могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях").
Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры; устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами; ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него 5 6 7 функций (статьи 76.5, 76.6, 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Приведенное правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое развитие финансового рынка и соблюдение, в том числе микрофинансовыми организациями, нормативных актов, регулирующих их деятельность, предполагает, что включение той или иной информации в базы данных, которые ведет Банк России, должно иметь соответствующее нормативно-правовое обоснование и осуществляться на основании документально подтвержденных сведений. При этом не исключается и возможность проверки правомерности соответствующих действий Банка России в судебном порядке.
Следовательно, оспариваемая А.В. Непомнящим часть третья статьи 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не может расцениваться как нарушающая его конституционные права с учетом того, что заявитель воспользовался правом на обжалование включения сведений о его деловой репутации в базы данных Банка России. Также не нарушает конституционных прав А.В. Непомнящего имеющая отсылочный характер часть третья статьи 75 названного Федерального закона, тем более что применение данного законоположения в конкретном деле заявителя представленными судебными актами не подтверждается.
Что же касается норм положения Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П, то их проверка не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непомнящего Александра Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------