Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1191-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непомнящего Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 75 и частью первой статьи 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также нормами Положения Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 мая 2022 г. N 1191-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

НЕПОМНЯЩЕГО АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 75 И ЧАСТЬЮ

ПЕРВОЙ СТАТЬИ 76.7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)", А ТАКЖЕ НОРМАМИ

ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА N 625-П

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Непомнящего к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин А.В. Непомнящий оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":

части третьей статьи 75, предусматривающей, что для предотвращения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации, Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 данного Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России; порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России; в целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц;

части первой статьи 76.7, согласно которой Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Кроме того, заявитель просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации главу 6 "Ведение Банком России баз данных и направление лицами запроса о предоставлении Банком России информации о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, а также направление Банком России ответа, содержащего запрашиваемую информацию, или сведения об отсутствии такой информации" Положения Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Указания Банка России от 11 июня 2020 года N 5474-У), а также пункты 1.8 и 1.16 приложения 7 к данному Положению (Перечень оснований для внесения сведений в базы данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - базы данных), и срок нахождения в базах данных сведений о руководящих должностных лицах финансовых организаций (филиалов) и иных должностных лицах финансовых организаций, включая лиц, временно исполняющих их обязанности, лиц, имеющих право распоряжения денежными средствами, учредителях (акционерах, участниках) финансовой организации, деятельность которых привела к нанесению ущерба финансовой организации или нарушению законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, иных лицах, в отношении которых Банк России получает персональные данные).

Как следует из представленных материалов, А.В. Непомнящий занимал должность единоличного исполнительного органа (директора), а также осуществлял функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - специальное должностное лицо), в микрокредитной компании, которая в связи с неоднократным нарушением требований законодательства была исключена из государственного реестра микрофинансовых организаций. Приведенные обстоятельства послужили основанием для внесения 20 февраля 2020 года сведений о деловой репутации А.В. Непомнящего в базу данных Банка России о лицах, не отвечающих требованиям к деловой репутации, предусмотренным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

Полагая, что деятельность в должности единоличного исполнительного органа и осуществление функций специального должностного лица в микрокредитной компании не являются основанием для внесения сведений о деловой репутации в указанную базу данных, заявитель обратился в суд с требованием о признании соответствующих действий Банка России неправомерными. Однако решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, в удовлетворении административного искового заявления А.В. Непомнящего было отказано. При этом суды исходили из того, что Положение Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П (в том числе в редакции, действовавшей на момент внесения сведений о деловой репутации А.В. Непомнящего в базу данных Банка России о лицах, не отвечающих требованиям к деловой репутации, предусмотренным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций) не исключало должностных лиц микрокредитных компаний из числа лиц, в отношении которых в базы данных Банка России вносятся сведения о деловой репутации.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют необоснованно и во внесудебном порядке вносить в базы данных Банка России сведения о деловой репутации лица, занимавшего должность единоличного исполнительного органа и осуществлявшего функции специального должностного лица в микрокредитной компании, исключенной из государственного реестра микрофинансовых организаций до внесения изменений в Положение Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П, прямо предусмотревших такую возможность.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" исходя из целей деятельности Центрального банка Российской Федерации (статья 3) закрепляет в числе его функций регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (пункт 9.1 статьи 4). К числу таких некредитных финансовых организаций относятся, в частности, микрофинансовые организации (пункт 11 части первой статьи 76.1 названного Федерального закона), которые могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях").

Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры; устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами; ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него 5 6 7 функций (статьи 76.5, 76.6, 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Приведенное правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое развитие финансового рынка и соблюдение, в том числе микрофинансовыми организациями, нормативных актов, регулирующих их деятельность, предполагает, что включение той или иной информации в базы данных, которые ведет Банк России, должно иметь соответствующее нормативно-правовое обоснование и осуществляться на основании документально подтвержденных сведений. При этом не исключается и возможность проверки правомерности соответствующих действий Банка России в судебном порядке.

Следовательно, оспариваемая А.В. Непомнящим часть третья статьи 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не может расцениваться как нарушающая его конституционные права с учетом того, что заявитель воспользовался правом на обжалование включения сведений о его деловой репутации в базы данных Банка России. Также не нарушает конституционных прав А.В. Непомнящего имеющая отсылочный характер часть третья статьи 75 названного Федерального закона, тем более что применение данного законоположения в конкретном деле заявителя представленными судебными актами не подтверждается.

Что же касается норм положения Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П, то их проверка не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непомнящего Александра Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления