Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1158-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственной артели - колхоза "Зерновой" на нарушение его конституционных прав частями первой и второй статьи 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 мая 2022 г. N 1158-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА

- СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ - КОЛХОЗА "ЗЕРНОВОЙ"

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ

И ВТОРОЙ СТАТЬИ 23.2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕДРАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственной артели - колхоза "Зерновой" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель - колхоз "Зерновой" (далее - СПК СА колхоз "Зерновой") оспаривает конституционность следующих положений статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах":

части первой, предусматривающей, в частности, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых;

части второй, устанавливающей в том числе, что пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Как следует из представленных материалов, в 2007 году заявителю была выдана лицензия на геологическое изучение и добычу песка на участке недр; условием пользования недрами являлось составление и согласование технического проекта разработки месторождения. В 2020 году заявитель обратился в уполномоченный орган с заявкой о продлении срока действия лицензии. В ходе проверки данной заявки было выявлено нарушение условий недропользования, а именно отсутствие у заявителя согласованного с органами власти технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого. В связи с этим уполномоченным органом было принято решение о приостановлении права пользования недрами, которое СПК СА колхоз "Зерновой" оспорил в суде, ссылаясь на то обстоятельство, что в период выдачи лицензии отсутствовал установленный порядок согласования технического проекта на разработку участка недр (такой порядок введен с 2010 года).

Решением арбитражного суда, с которым согласились вышестоящие суды, была подтверждена законность решения уполномоченного органа. Как указали суды, СПК СА колхозом "Зерновой" не представлено сведений о согласовании технического проекта разработки месторождения на участке недр, притом что нормативный порядок такого согласования был установлен задолго до принятия оспариваемого решения уполномоченного органа о приостановлении недропользования; заявитель имел возможность осуществить действия, направленные на согласование документации.

По мнению СПК СА колхоза "Зерновой", оспариваемые законоположения не соответствуют статье 54 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют приостанавливать недропользование в связи с несоблюдением порядка согласования технического проекта, установленного после выдачи лицензии на недропользование.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Закон Российской Федерации "О недрах", согласно его преамбуле, содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр и направлен на обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Им устанавливается разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование (в виде горного отвода - геометризованного блока недр) оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком недр, а права и обязанности пользователя недр возникают с даты ее государственной регистрации (статьи 7, 9 и 11).

Часть первая статьи 20.1 данного Закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 123-ФЗ) закрепляет, что осуществление права пользования недрами может быть приостановлено, в том числе в случае осуществления пользователем недр права пользования участком недр, предусмотренным лицензией на пользование недрами, без утвержденной в установленном порядке проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и (или) 36.1 данного Закона (пункт 3). До принятия названного Федерального закона основанием для приостановления права пользования недрами в силу статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" признавалось нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.

К проектной документации, подлежащей утверждению в установленном порядке согласно положениям статьи 23.2 названного Закона Российской Федерации, относится технический проект разработки месторождений полезных ископаемых, что обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

В соответствии с указанной статьей Закона Российской Федерации "О недрах" Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года N 118 было утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (с 1 марта 2022 года действуют Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2127).

Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения, приостановления и ограничения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами. В случае же несогласия пользователя недр с таким решением он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов, в частности, на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Предусмотренный законодателем правовой механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Соответственно, решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (определения от 21 декабря 2011 года N 1862-О-О, от 9 марта 2017 года N 565-О и др.).

С учетом этого оспариваемые нормы Закона Российской Федерации "О недрах", подлежащие применению во взаимосвязи с иными нормативными положениями, регулирующими отношения в сфере недропользования, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, в конкретном деле которого суды установили, что им на протяжении длительного периода не соблюдались условия пользования недрами, предусмотренные лицензией.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственной артели - колхоза "Зерновой", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления