КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 марта 2022 г. N 522-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗЯМИЛОВА РИНАТА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ СЕДЬМОЙ СТАТЬИ 13 И ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ
СТАТЬИ 34 ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НОТАРИАТЕ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.В. Зямилова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин Р.В. Зямилов оспаривает конституционность следующих положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате:
части седьмой статьи 13, согласно которой нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса;
частей первой и второй статьи 34, в соответствии с которыми контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты;
проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года; первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.
Как следует из представленных материалов, решением суда от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 24 августа 2021 года и определением суда кассационной инстанции от 17 ноября 2021 года, отказано в удовлетворении искового заявления Р.В. Зямилова к Нотариальной палате Вологодской области об обжаловании дисциплинарного взыскания в виде выговора.
По мнению заявителя, часть седьмая статьи 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не соответствует статьям 7, 34 (часть 1) и 35 (части 2 и 4) Конституции Российской Федерации, поскольку не предоставляет нотариусу право выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей в этом нотариальном округе и не устанавливает период отсутствия нотариуса по такой причине в нотариальном округе. Что касается частей первой и второй статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, то, по мнению заявителя, они не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой предоставляют нотариальным палатам право проверять законность и обоснованность нотариальных действий.
В дополнении, поступившем отдельно от жалобы, заявитель указывает на то, что в настоящее время он обжалует данные судебные акты в Верховном Суде Российской Федерации, и просит отложить рассмотрение его жалобы Конституционным Судом Российской Федерации до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации или признать его жалобу допустимой с точки зрения исчерпания всех других внутригосударственных средств судебной защиты его прав при разрешении конкретного дела.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя (лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации) при разрешении конкретного дела. При этом под таким исчерпанием понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции (или подача надзорной жалобы - когда вступившие в законную силу судебные акты подлежат обжалованию только в надзорном порядке), если судебный акт был предметом кассационного (или в соответствующих случаях - надзорного) обжалования в связи с применением оспариваемого нормативного акта, а подача жалобы не привела к устранению признаков нарушения конституционных прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, жалоба не может быть принята им к рассмотрению, если процесс защиты прав заявителя в суде не завершен, поскольку при таких обстоятельствах ее рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации предрешало бы выводы суда, тогда как Конституция Российской Федерации (статьи 118, 125 и 126) не допускает подмену судопроизводства по гражданским, административным или уголовным делам конституционным судопроизводством, которое выступает в качестве резервного и исключительного способа защиты конституционных прав граждан в тех случаях, когда у заявителя исчерпаны все другие возможности судебной защиты (Постановление от 7 ноября 2012 года N 24-П; определения от 26 марта 2019 года N 596-О, от 26 мая 2020 года N 1104-О и др.).
Поскольку согласно представленным материалам заявителем подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации и сведений о результатах ее рассмотрения им в Конституционный Суд Российской Федерации не представлено, его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зямилова Рината Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------