Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 74-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Министерства финансов Российской Федерации о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2022 года N 29-П"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2023 г. N 74-О-Р

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ХОДАТАЙСТВА МИНИСТЕРСТВА

ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 7 ИЮЛЯ 2022 ГОДА N 29-П

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия ходатайства Министерства финансов Российской Федерации к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Министерство финансов Российской Федерации обратилось с ходатайством о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2022 года N 29-П, принятом в связи с жалобой гражданки Л.В. Зарубиной.

Как указывается в ходатайстве, в данном Постановлении не решен вопрос о том, какое право необходимо восстановить суду при пересмотре судебных актов, вынесенных по делу Л.В. Зарубиной, - право на прохождение государственной гражданской службы в той же должности, с которой она была уволена, или право на увольнение по основанию, соответствующему фактическим обстоятельствам ее увольнения.

В связи с этим заявитель просит дать официальное разъяснение порядка исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2022 года N 29-П.

2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения может быть дано им в пределах содержания разъясняемого решения по ходатайству органов и лиц, чьи обращения послужили основанием для возбуждения производства в Конституционном Суде Российской Федерации, а также других органов и лиц, которым решение было направлено; официальное разъяснение Конституционным Судом Российской Федерации вынесенного им решения дается только в рамках этого решения и лишь по тем вопросам, которые были предметом рассмотрения в судебном заседании и нашли свое разрешение в принятом постановлении. Ходатайство о даче такого разъяснения не подлежит удовлетворению, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения или же предполагают необходимость формулирования новых правовых позиций, не нашедших отражения в разъясняемом Постановлении.

В Постановлении от 7 июля 2022 года N 29-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения частей 1, 3 и 4 статьи 29 и пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий заключенного с государственным гражданским служащим служебного контракта в связи с введением в штатное расписание государственного органа взамен должности государственной гражданской службы, замещаемой этим государственным гражданским служащим, новой должности, относящейся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, а также не предполагают применения пункта 7 части 1 статьи 33 данного Федерального закона в качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения государственного гражданского служащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность государственной гражданской службы и не выразившего согласия на замещение указанной иной должности; для обеспечения прав государственных гражданских служащих при таком изменении в организационно-штатной структуре государственного органа должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей государственной гражданской службы.

Обосновывая этот вывод, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что статья 29 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" допускает изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в одностороннем порядке в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности при продолжении государственным гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей. Такое правовое регулирование, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, во всяком случае гарантирует неизменность должностных обязанностей государственного гражданского служащего, которые определяются должностным регламентом применительно к каждой должности.

При этом часть 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действуя во взаимосвязи с пунктом 3 части 3 его статьи 24, фактически устанавливает запрет на изменение представителем нанимателя такого существенного условия служебного контракта, как должностные обязанности государственного гражданского служащего, перечень которых устанавливается в соответствии с утвержденным представителем нанимателя должностным регламентом исходя из задач и функций соответствующего государственного органа, с учетом направления деятельности конкретного структурного подразделения и функциональных особенностей данной должности (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 47 названного Федерального закона).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, в случае перераспределения должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом по замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, между иными, в том числе вновь создаваемыми, должностями - если это перераспределение влечет за собой утрату необходимости в замещаемой данным государственным гражданским служащим должности и исключение ее из штатного расписания государственного органа - такой государственный гражданский служащий фактически оказывается в одинаковом положении с государственным гражданским служащим, должность которого подлежит сокращению. При отсутствии возможности продолжения с ним служебных отношений он подлежит увольнению с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с предоставлением компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (часть 3.1 той же статьи).

Применение же в подобных ситуациях в качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения государственного гражданского служащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность государственной гражданской службы и не выразившего согласия на замещение иной предложенной ему должности государственной гражданской службы, пункта 7 части 1 статьи 33 данного Федерального закона не только расходилось бы с действительными целями, которые преследовал федеральный законодатель при установлении соответствующего правового регулирования, но и предполагало бы использование данного основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы вне связи с теми фактическими обстоятельствами, которые в действительности являются предпосылкой для прекращения служебных отношений, а также - вопреки конституционным положениям о правовом и социальном государстве и в нарушение принципов справедливости, равенства и уважения человека труда (преамбула; статья 2; статья 7, часть 1; статья 19, части 1 и 2; статья 75.1 Конституции Российской Федерации) - лишало бы такого государственного гражданского служащего права на получение предусмотренных законом гарантий при увольнении с государственной гражданской службы по причинам, не связанным с его личным волеизъявлением и виновным поведением, и тем самым ставило бы его в худшее положение по сравнению с теми государственными гражданскими служащими, которые ввиду сокращения замещаемых ими должностей государственной гражданской службы увольняются по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Из указанного следует, что применение оспариваемого положения вопреки выявленному Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовому смыслу приводит к выбору ненадлежащего основания увольнения, лишению государственного гражданского служащего установленных федеральным законом гарантий и тем самым нарушению его прав.

Приведенные выводы Конституционного Суда Российской Федерации неясностей не содержат и не нуждаются в каком-либо дополнительном истолковании.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и частью первой статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Министерства финансов Российской Федерации о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2022 года N 29-П.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления