КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 января 2023 г. N 68-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПАНТЕЛЕЕВА МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.А. Пантелеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин М.А. Пантелеев оспаривает конституционность части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Как следует из представленных материалов, М.А. Пантелеев после увольнения с военной службы с сентября 2013 года получает пенсию за выслугу лет. По достижении 60 лет заявитель обратился за назначением страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа. Впоследствии суд общей юрисдикции также отказал М.А. Пантелееву в удовлетворении требований о признании права на пенсию.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 1, 2, 18, 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 115 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет засчитывать в страховой стаж, необходимый для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет, периоды военной службы, учтенные при исчислении выслуги лет для целей пенсионного обеспечения, но не влияющие при этом на размер назначенной пенсии за выслугу лет.
Кроме того, нарушение конституционного принципа равенства М.А. Пантелеев усматривает в изменении правового регулирования в связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях", так как в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплялось правило, в силу которого в страховой стаж не включались периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, - при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Часть 4 статьи 13 названного Федерального закона является элементом данного правового механизма, направленного на реализацию указанной категорией граждан конституционного права на социальное обеспечение. Закрепленное ею правило, исключающее возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в равной мере распространяющееся на всех граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляющих трудовую деятельность, не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права, притом что такие периоды были учтены при установлении пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона военнослужащим и приравненным к ним лицам как лицам с особым правовым статусом.
Как следует из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит установление пенсионной системы, располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий.
Оспариваемое правовое регулирование установлено федеральным законодателем, который, как следует из приведенных конституционных положений, в пределах предоставленной ему дискреции вправе не только закреплять в законе нормы, регламентирующие осуществление пенсионного обеспечения, включая правила исчисления стажа, дающего право на пенсию, но и корректировать их.
Проверка же обоснованности включения в выслугу лет на военной службе для целей пенсионного обеспечения М.А. Пантелеева периода работы заявителя по трудовому договору после исключения его из списков личного состава воинской части (с учетом изменения даты прекращения военно-служебных отношений на основании решения суда) к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пантелеева Михаила Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------