Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 140-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шеменкова Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 и положениями статьи 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2023 г. N 140-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ШЕМЕНКОВА ДМИТРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 15 И ПОЛОЖЕНИЯМИ

СТАТЬИ 15.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.А. Шеменкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Д.А. Шеменков оспаривает конституционность:

пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривавшего в том числе, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития; в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части ежемесячно выплачивают военнослужащим - гражданам по их желанию денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) (указанная норма утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ).

положений статьи 15.3 "Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений" (введена Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ) Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, в частности, что денежная компенсация выплачивается военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и проживающим совместно с ними членам их семей, включенным в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях, в случае невозможности предоставления им служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях или арендованных жилых помещений; такие выплаты осуществляются в пределах средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при этом выплата денежной компенсации не осуществляется военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, отказавшимся от жилых помещений в общежитиях.

Как следует из представленных материалов, решением гарнизонного военного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, признаны правомерными действия командира воинской части, выразившиеся в издании приказа о прекращении выплаты Д.А. Шеменкову денежной компенсации с 1 сентября 2020 года, поскольку он отказался от предложенного ему жилого помещения в общежитии. Суды отметили отсутствие служебных жилых помещений, которые могли быть выделены семье заявителя, и указали, что предлагаемая к заселению комната соответствует по своей площади норме предоставления - не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (данная норма установлена применительно к жилым помещениям в общежитиях частью 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По мнению Д.А. Шеменкова, оспариваемые положения нарушают его права, предусмотренные статьями 2, 18, 19, 21, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку они снижают уровень жилищных гарантий военнослужащих, вынуждая их переселяться из занимаемых благоустроенных жилых помещений на условиях найма (поднайма), за который выплачивается денежная компенсация, в комнаты, расположенные в общежитиях, не учитывая при этом возраст, семейное положение и состояние здоровья граждан, а также позволяют государству отказаться от своих обязательств по предоставлению военнослужащим служебных жилых помещений (норма предоставления площади (18 кв. м) превышает показатель, установленный для жилых помещений в общежитиях), тем самым перекладывая на военнослужащих бремя решения вопросов, связанных с жильем.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

В порядке реализации указанных конституционных положений и принимая во внимание специфику военной службы, законодатель предусмотрел в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантии в жилищной сфере для всех военнослужащих, действующие в период их службы, в виде предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а именно: служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях.

Содержание этих гарантий, носящих временный характер, раскрыто в Жилищном кодексе Российской Федерации, закрепляющем особенности правового режима жилых помещений специализированного жилищного фонда (статьи 92 - 94, 104, 105 и др.) и в то же время являющемся помимо прочего регулятивным правовым актом в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. С изложенным согласуются и положения пункта 15 статьи 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о предоставлении военнослужащим жилых помещений в общежитиях по нормам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (данная статья также введена Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ).

В свою очередь, по смыслу пункта 13 указанной статьи сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту 10 лет и более, офицеры, прапорщики и мичманы, проходящие военную службу по контракту, и проживающие совместно с ними члены их семей в случае предоставления им жилых помещений в общежитиях не исключаются из списка нуждающихся в специализированных жилых помещениях, в последующем этим лицам предоставляются служебные жилые помещения по соответствующим нормам.

С учетом сказанного закрепленная в нормах Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежная компенсация является по своей сути дополнительной гарантией, предоставляемой лишь в случае невозможности обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в натуре (из соответствующего специализированного жилищного фонда или арендованных воинскими частями жилых помещений). Такой подход позволяет помимо прочего обеспечить реализацию принципа эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренного статьями 28 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Соответственно, оспариваемые законоположения, будучи элементом правового механизма обеспечения жильем военнослужащих на период прохождения ими военной службы, включающего предоставление жилых помещений в общежитиях и служебных жилых помещений, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие в аспекте, указанном в жалобе, конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды исходили из отсутствия служебных жилых помещений, которые могли быть предоставлены его семье, и наличия свободных жилых помещений в общежитии.

Установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шеменкова Дмитрия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления