КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2023 г. N 3117-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
БЕНЕДИКТОВОЙ АННЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.В. Бенедиктовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка А.В. Бенедиктова оспаривает конституционность постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а фактически - конституционность утвержденных данным постановлением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) в части положений, предусматривающих способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения (абзац второй пункта 148.30 Правил и формула 9.2 приложения N 2 к ним), а также порядок перерасчета размера платы за данную коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148.44 Правил).
Как следует из представленных материалов, решением мирового судьи, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, в пользу управляющей организации с заявительницы - собственницы трех жилых помещений в многоквартирном доме взыскана задолженность по оплате за данные помещения и коммунальные услуги, в том числе за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом суды отклонили доводы заявительницы о том, что в данных помещениях никто не зарегистрирован и не проживает, поскольку в субъекте Российской Федерации, где расположен указанный дом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества постоянно или временно проживающих в помещении лиц.
По мнению А.В. Бенедиктовой, положения Правил о расчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения не соответствуют Конституции Российской Федерации как сами по себе, поскольку создают неравенство между собственниками таких помещений и собственниками, для которых размер платы за названную услугу определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в помещении, так и во взаимосвязи с пунктом 148.44 Правил в той мере, в какой эти положения не позволяют освободить от платы за названную услугу собственников жилых помещений, где никто не зарегистрирован и не проживает. Кроме того, заявительница просит Конституционный Суд Российской Федерации отменить судебные акты, принятые по делу с ее участием, а также признать недействительным протокол общего собрания собственников о выборе управляющей организации многоквартирного дома, в котором находятся принадлежащие А.В. Бенедиктовой жилые помещения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее акцентировал внимание на особенностях коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обусловленных современными условиями становления системы обращения с отходами и исключающих возможность точного установления как факта, так и объема индивидуального потребления этой услуги (Постановление от 2 декабря 2022 года N 52-П, определения от 12 июля 2022 года N 1714-О, от 5 декабря 2022 года N 3211-О и N 3212-О).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2022 года N 3212-О отмечено, что предусмотренный абзацем вторым пункта 148.30 Правил во взаимосвязи с формулой 9.2 приложения N 2 к ним способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей данной коммунальной услуги, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с отходами.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 декабря 2022 года N 52-П, обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от фактического использования жилого помещения призвано в том числе обеспечить возмещение затрат организациям, предоставляющим коммунальные услуги потребителям (определения от 18 июля 2017 года N 1634-О и от 30 сентября 2019 года N 2429-О).
С учетом приведенных позиций положения Правил, предусматривающие способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, как сами по себе, так и во взаимосвязи с пунктом 148.44 Правил, устанавливающим основания и порядок перерасчета платы за данную коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не могут рассматриваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы. Отмена же судебных актов, принятых по делу с участием заявительницы, а равно разрешение иных поставленных в жалобе вопросов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бенедиктовой Анны Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------