КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 сентября 2019 г. N 2457-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА СЫРБУ СЕРГЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
АБЗАЦЕМ ТРЕТЬИМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Г. Сырбу к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.Г. Сырбу оспаривает конституционность абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего для военнослужащих - граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилищные гарантии, которые предоставляются по месту военной службы, а при увольнении со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Как следует из представленных материалов, С.Г. Сырбу в период прохождения военной службы в составе оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова был поставлен 24 апреля 2010 года на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации. После перевода в 2017 году на новое место службы (в воинскую часть, расположенную в городе Санкт-Петербурге) он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, исходя из даты подачи им соответствующего заявления в 2018 году.
Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, С.Г. Сырбу было отказано в удовлетворении исковых требований, связанных с изменением даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на 24 апреля 2010 года. Как указали суды, правовые основания для постановки в 2010 году заявителя на указанный учет по избранному месту жительства отсутствовали, поскольку он не подлежал увольнению со службы.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19, 40, 45 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку лишает военнослужащих права на обеспечение жилым помещением в случае, если они проходят службу за пределами территории Российской Федерации, а также вводит необоснованные различия в правовом положении военнослужащих в зависимости от места их службы и места жительства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Направленный на реализацию указанных конституционных требований абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает жилищные гарантии, предоставляемые определенной категории военнослужащих (к которой относится заявитель) по месту их службы, а также дополнительные жилищные гарантии, предоставляемые этим военнослужащим по избранному месту жительства в случае их увольнения со службы по определенным основаниям и при наличии соответствующей общей продолжительности военной службы. При этом такие условия предоставления дополнительных жилищных гарантий военнослужащим установлены с учетом особенностей данного вида государственной службы и отвечают конституционному принципу справедливости.
Соответственно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, который, как указали суды, обеспечен служебным жилым помещением за счет военного ведомства и поставлен по месту службы на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, из представленных материалов не следует, что заявитель лишен возможности встать на данный учет по избранному месту жительства при наличии соответствующих оснований для увольнения с военной службы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сырбу Сергея Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------