КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 мая 2023 г. N 1383-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ
ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ "ЛИГА ИЗБИРАТЕЛЕЙ"
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 19.34
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 2, ПУНКТОМ 1
СТАТЬИ 24 И ПУНКТОМ 7 СТАТЬИ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей" (далее - Фонд) оспаривает конституционность части 1 статьи 19.34 "Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента" КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 12 ноября 2012 года N 192-ФЗ), а также пункта 6 статьи 2 "Некоммерческая организация", пункта 1 статьи 24 "Виды деятельности некоммерческой организации" и пункта 7 статьи 32 "Контроль за деятельностью некоммерческой организации" Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ).
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 15 (части 1 и 4), 17, 19 (части 1 и 2), 30, 35 (части 1 - 3), 55 и 75.1 Конституции Российской Федерации, поскольку:
позволяют при включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и рассмотрении судами требований о проверке законности таких решений не учитывать обстоятельства финансирования ее деятельности из иностранного источника (однократность финансирования, незначительный размер пожертвования, невозможность установления некоммерческой организацией происхождения источника финансирования, полный возврат средств с момента выявления контролирующим органом иностранного происхождения жертвователя, невостребованность для организации поступивших средств и др.);
допускают в правоприменительной практике формальное упоминание Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 10-П и привлечение к административной ответственности некоммерческой организации, не включенной в реестр иностранных агентов, за осуществление деятельности в качестве иностранного агента без исследования характера правонарушения, его последствий, вины, имущественного и финансового положения некоммерческой организации и иных обстоятельств, имеющих существенное значение для индивидуализации административного наказания.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения соответствующих законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею. Если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии.
Вместе с тем, как это следует из представленных материалов, судами было установлено осуществление Фондом политической деятельности, а также принятие им финансовых средств от гражданина иностранного государства, который при осуществлении денежного перевода с использованием электронного средства платежа в качестве своих персональных данных назвал реквизиты иностранного паспорта; возврат же этих средств был осуществлен после выявления указанных обстоятельств контролирующим органом. При таких обстоятельствах и с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях", примененные в конкретных делах заявителя в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо его конституционные права.
Кроме того, в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П применительно к минимальным размерам административных штрафов, предусмотренных частью 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что такое регулирование не позволяет правоприменителю во всех случаях надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. В связи с этим данная норма была признана Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, а федеральному законодателю предписано внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимые изменения.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с целью приведения положений этого Кодекса в соответствие с указанной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации статья 4.1 КоАП Российской Федерации была дополнена частями 3.2 и 3.3 (пункт 3 названного Федерального закона), предусматривающими возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного данным Кодексом, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, но не менее половины предусмотренного для юридических лиц минимального размера административного штрафа.
С учетом этого часть 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации также не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретных дел, разрешение вопросов об обоснованности включения Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и привлечения его к административной ответственности в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей, на что, по существу, направлены доводы заявителя, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------