Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 1383-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей" на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пунктом 6 статьи 2, пунктом 1 статьи 24 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2023 г. N 1383-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ

ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ "ЛИГА ИЗБИРАТЕЛЕЙ"

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 19.34

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 2, ПУНКТОМ 1

СТАТЬИ 24 И ПУНКТОМ 7 СТАТЬИ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей" (далее - Фонд) оспаривает конституционность части 1 статьи 19.34 "Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента" КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 12 ноября 2012 года N 192-ФЗ), а также пункта 6 статьи 2 "Некоммерческая организация", пункта 1 статьи 24 "Виды деятельности некоммерческой организации" и пункта 7 статьи 32 "Контроль за деятельностью некоммерческой организации" Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ).

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 15 (части 1 и 4), 17, 19 (части 1 и 2), 30, 35 (части 1 - 3), 55 и 75.1 Конституции Российской Федерации, поскольку:

позволяют при включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и рассмотрении судами требований о проверке законности таких решений не учитывать обстоятельства финансирования ее деятельности из иностранного источника (однократность финансирования, незначительный размер пожертвования, невозможность установления некоммерческой организацией происхождения источника финансирования, полный возврат средств с момента выявления контролирующим органом иностранного происхождения жертвователя, невостребованность для организации поступивших средств и др.);

допускают в правоприменительной практике формальное упоминание Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 10-П и привлечение к административной ответственности некоммерческой организации, не включенной в реестр иностранных агентов, за осуществление деятельности в качестве иностранного агента без исследования характера правонарушения, его последствий, вины, имущественного и финансового положения некоммерческой организации и иных обстоятельств, имеющих существенное значение для индивидуализации административного наказания.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения соответствующих законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею. Если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии.

Вместе с тем, как это следует из представленных материалов, судами было установлено осуществление Фондом политической деятельности, а также принятие им финансовых средств от гражданина иностранного государства, который при осуществлении денежного перевода с использованием электронного средства платежа в качестве своих персональных данных назвал реквизиты иностранного паспорта; возврат же этих средств был осуществлен после выявления указанных обстоятельств контролирующим органом. При таких обстоятельствах и с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях", примененные в конкретных делах заявителя в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо его конституционные права.

Кроме того, в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П применительно к минимальным размерам административных штрафов, предусмотренных частью 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что такое регулирование не позволяет правоприменителю во всех случаях надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. В связи с этим данная норма была признана Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, а федеральному законодателю предписано внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимые изменения.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с целью приведения положений этого Кодекса в соответствие с указанной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации статья 4.1 КоАП Российской Федерации была дополнена частями 3.2 и 3.3 (пункт 3 названного Федерального закона), предусматривающими возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного данным Кодексом, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, но не менее половины предусмотренного для юридических лиц минимального размера административного штрафа.

С учетом этого часть 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации также не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.

Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретных дел, разрешение вопросов об обоснованности включения Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и привлечения его к административной ответственности в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей, на что, по существу, направлены доводы заявителя, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления