Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 1148-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пикуновой Натальи Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 120 и 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с пунктами 2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2023 г. N 1148-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

ПИКУНОВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 120 И 123.21 ГРАЖДАНСКОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 19 ЧАСТИ 1

СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПУНКТАМИ 2 И 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ

ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.А. Пикуновой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Н.А. Пикунова оспаривает конституционность пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающего, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 117-ФЗ), во взаимосвязи со статьями 120 "Учреждения" (утратила силу с 1 сентября 2014 года) и 123.21 "Основные положения об учреждениях" Гражданского кодекса Российской Федерации и просит признать их не соответствующим статьям 19, 39 (части 1 и 2) и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку они по смыслу, придаваемому правоприменительными органами, лишают педагогических работников образовательных организаций негосударственной формы собственности, созданных до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, права на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, заявительница просит признать противоречащими статьям 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 39 (части 1 и 2), 46 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации указанное положение Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с нормами пунктов 2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратило силу с 1 октября 1993 года), в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения по специальности засчитывается время работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По мнению Н.А. Пикуновой они лишают педагогических работников права на зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей, периода работы в качестве пионервожатой, имевшего место до 1 октября 1993 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с педагогической деятельностью в учреждениях (организациях) для детей (пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В соответствии с ранее действовавшим законодательством педагогические работники имели право на установление трудовой пенсии по старости (до 1 января 2001 года - пенсии за выслугу лет) при условии осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (статья 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования различных образовательных организаций для детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционный принцип равенства и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Что же касается статьи 120 ГК Российской Федерации (признанной утратившей силу) и статьи 123.21 данного Кодекса, частично воспроизводящей ранее действовавшие нормы, которыми закреплялись основные положения в отношении создания, финансирования и пределов ответственности частного, государственного или муниципального учреждения, то сами по себе они каких-либо прав и свобод граждан не закрепляют.

Следовательно, оспариваемые заявительницей нормы не могут расцениваться как нарушающие ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Разрешение поставленного в жалобе вопроса связано с установлением того, могут ли организации, в которых осуществляла трудовую деятельность Н.А. Пикунова, рассматриваться как тождественные учреждениям (организациям) для детей, указанным в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

2.2. Закрепляя правовые основания и условия назначения страховой пенсий по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, федеральный законодатель наделил Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 19 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и в абзаце втором подпункта "в" его пункта 3 предусмотрело, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в частности, в подпункте "м" пункта 1 данного Постановления (досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей), применяется в том числе Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период действия указанного акта.

Оспариваемые нормы названного Положения, предусматривая возможность учета при определении соответствующего стажа наряду с педагогической деятельностью иных периодов, в том числе работы в качестве пионервожатой, позволяют при соблюдении установленных ими условий увеличивать его продолжительность.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с пунктами 2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный

Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пикуновой Натальи Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления