КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 января 2024 г. N 48-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПОРТ-МАРКЕТ" НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ, СБОРОВ)
НА УСЛУГИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ПОРТАХ И УСЛУГИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Порт-Маркет" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Общество с ограниченной ответственностью "Порт-Маркет" (далее также - ООО "Порт-Маркет") оспаривает конституционность Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", исключившего из Перечня услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"), пункт 3 об обеспечении лоцманской проводки судов.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими арбитражными судами, отказано в удовлетворении заявления ООО "Порт-Маркет" к Управлению ФАС России по Приморскому краю о признании незаконным и отмене решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП "Росморпорт". Суды установили, что доминирующее положение на рынке услуг лоцманской проводки судов в морском порту Находка в 2020-2021 годах занимало ООО "Порт-Маркет" (доля 81 процент), при этом доля ФГУП "Росморпорт" на том же рынке была менее 2 процентов в тот же период, и пришли к выводу, что установление ФГУП "Росморпорт" спорной цены услуги лоцманской проводки судов в морском порту Находка не повлекло изменений на данном товарном рынке лоцманских услуг в виде устранения конкуренции, не отразилось на количестве участников рынка и спорная цена не может быть признана монопольно низкой, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом.
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1923 не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 4, 8, 15, 34, 76 и 115, поскольку порождает неопределенность относительно отнесения услуг лоцманской проводки судов к услугам субъектов естественных монополий в морских портах, позволяет монополизировать соответствующий рынок и создает условия для недобросовестной конкуренции со стороны подконтрольного государству предприятия, тем самым лишая других хозяйствующих субъектов права на свободу экономической деятельности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Доводы, приведенные в жалобе, свидетельствуют о том, что, формально оспаривая конституционность Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1923, заявитель фактически ставит вопрос о его соответствии Федеральному закону от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и настаивает на том, что услуги лоцманской проводки судов должны быть отнесены к услугам субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, а также выражает несогласие с выводами правоприменительных органов об отсутствии нарушения требований антимонопольного законодательства в указанном заявителем случае.
Между тем проверка соответствия нормативных актов Правительства Российской Федерации федеральному законодательству, равно как и оценка обоснованности выводов правоприменительных органов по конкретному делу, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Порт-Маркет", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------