КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 января 2024 г. N 188-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПЛОТНИКОВА ИВАНА ВИКТОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 10 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 38, ПУНКТОМ 4
ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 82 И ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 89 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.В. Плотникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин И.В. Плотников оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
пункта 10 части 2 статьи 38, предусматривающего, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
пункта 4 части 2 статьи 82, закрепляющего, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;
части 5 статьи 89, закрепляющей, что на сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как следует из представленных документов, И.В. Плотников в январе 2022 года был уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 2), 39 (часть 2), 46 (части 1 и 2), 52 и 53 Конституции Российской Федерации, поскольку в правоприменительной практике допускают возможность произвольного увольнения сотрудника со службы и неверного исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, предусматривающий возможность зачета в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел не связанного с прохождением службы периода (время обучения сотрудников по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме до поступления на службу), обеспечивает сотрудникам органов внутренних дел максимально благоприятный подсчет выслуги лет, а потому не может рассматриваться как нарушающий их конституционные права.
Указанный вывод справедлив и в отношении пункта 4 части 2 статьи 82 указанного Закона, который, закрепляя право сотрудников органов внутренних дел на расторжение контракта о службе в органах внутренних дел при наличии требуемой для целей пенсионного обеспечения продолжительности выслуги лет, носит гарантийный характер и направлен на защиту их интересов.
Что касается части 5 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, то, закрепляя требование об оформлении представления при увольнении сотрудника органах внутренних дел со службы и определяя содержание указанного документа, данная норма носит организационный характер и также не может рассматриваться как нарушающая права заявителя, которому, как указано в судебных постановлениях, выслуга лет была пересчитана с учетом его требований.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плотникова Ивана Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------