КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2020 г. N 2594-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
БАРАНОВОЙ НАТАЛЬИ ПЕТРОВНЫ, КРУГЛОВА АЛЕКСАНДРА ГЕННАДЬЕВИЧА
И СТАЛИНА ДАМИРА ИСЛАМОВИЧА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина вопрос о возможности принятия их обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 4 июня 2020 года N 27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 3.4 Закона Самарской области от 6 апреля 2005 года N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в связи с жалобой граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина признал данную статью не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 31, 55 (часть 3), 71 (пункты "в", "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2), постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования установленный ею запрет собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, расположенных ближе 150 метров от военных объектов, зданий, занимаемых образовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи, выходит за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов Российской Федерации. Законодателю Самарской области надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Согласно представленным материалам, в связи с принятием данного Постановления исполняющим обязанности Губернатора Самарской области внесен проект закона Самарской области N 5977-20 "О внесении изменений в Закон Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области", который находится на рассмотрении Самарской Губернской Думы.
По мнению заявителей, данным законопроектом буквально воспроизводятся признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации положения статьи 3.4 Закона Самарской области от 6 апреля 2005 года N 105-ГД, а также вводятся новые недифференцированные запреты мест проведения публичных мероприятий, что свидетельствует о попытке преодоления решения Конституционного Суда Российской Федерации повторным принятием тех же законоположений и об искажении правовых позиций, изложенных в Постановлении от 4 июня 2020 года N 27-П. Заявители требуют принять меры по обеспечению надлежащего исполнения указанного Постановления органами государственной власти Самарской области.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомлял граждан Н.П. Баранову, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина о несоответствии их обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", однако заявители на основании части второй статьи 40 названного Федерального конституционного закона настаивают на рассмотрении указанных вопросов Конституционным Судом Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного обращения к рассмотрению.
Оценка Конституционным Судом Российской Федерации внесенного на основании пункта 3 статьи 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" законопроекта Самарской области N 5977-20 на соответствие Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в Постановлении от 4 июня 2020 года N 27-П, на чем фактически настаивают заявители, означала бы вмешательство в законотворческий процесс, что Конституционный Суд Российской Федерации делать не вправе ввиду отсутствия у него полномочия осуществлять проверку конституционности проектов законов субъектов Российской Федерации по обращениям каких-либо лиц, в том числе граждан (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Таким образом, разрешение поставленных заявителями вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не неподведомственно.
При этом в случае принятия указанного проекта Закона Самарской области заявители вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод его положениями с учетом требований, предусмотренных статьей 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения граждан Барановой Натальи Петровны, Круглова Александра Геннадьевича и Сталина Дамира Исламовича, поскольку разрешение поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------