КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2020 г. N 2553-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
СЛАВСКОГО ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 И ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 2 ЧАСТИ
ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7 И ЧАСТЬЮ ВОСЬМОЙ СТАТЬИ 8
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Славского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В основу обвинительного приговора в отношении гражданина В.А. Славского, признанного виновным в незаконном обороте наркотических средств, положены материалы, полученные по итогам проверочной закупки, проведенной по истечении трех месяцев с момента утверждения постановления, разрешающего осуществление данного оперативно-розыскного мероприятия. Заявителю отказано в передаче кассационных жалоб на приговор для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции.
В.А. Славский полагает, что пункт 1 и подпункт 1 пункта 2 части первой (в жалобе приведено их содержание, но ошибочно указан пункт 1 части второй) статьи 7 "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий" и часть восьмая статьи 8 "Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий" Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" противоречат статьям 15 (часть 4), 21 (часть 1), 23 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими не устанавливается предельный срок исполнения постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" в отношении конкретного лица.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части восьмой статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (в том числе наркотических средств), проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Следовательно, данный Федеральный закон не предполагает возможности проведения проверочной закупки до вынесения уполномоченным лицом соответствующего постановления и его утверждения в установленном порядке, что выступает дополнительной гарантией законности проведения этого оперативно-розыскного мероприятия, обеспечения прав и свобод граждан при его осуществлении (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года N 1257-О-О и от 22 ноября 2012 года N 2062-О).
Учитывая обусловленный объективными обстоятельствами неотложный характер оперативно-розыскных мероприятий, промедление с которыми может привести к совершению преступления, их проведение в условиях конкретного времени и места предполагаемого преступления - принимая во внимание основания для их проведения, которыми могут выступать сведения не только о лицах, причастных к противоправной деятельности, но и о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части первой статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"), - вынесение и утверждение постановления о проверочной закупке наркотических средств должны быть, исходя из ее особенностей, предварительными и заблаговременными. Принятие такого решения предопределяется наличием установленных законом оснований и не ограничивает прав проверяемого, в отношении которого лишь допускается возможность осуществления проверочной закупки в случае совершения им сбыта наркотических средств. Проведение же самого оперативно-розыскного мероприятия в условиях конкретного времени и места обусловлено поведением проверяемого, а не действиями должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 1586-О-О и от 21 ноября 2013 года N 1872-О).
Следовательно, оспариваемые законоположения не могут расцениваться в качестве нарушающих права В.А. Славского в обозначенном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Славского Валерия Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------