КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 сентября 2022 г. N 2466-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН ШАШЕВА
АНАТОЛИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА, ШАШЕВА ВЛАДИСЛАВА АНАТОЛЬЕВИЧА
И ШАШЕВОЙ ЕВГЕНИИ БОРИСОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ СТАТЬЕЙ 13 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ
ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан А.А. Шашева, В.А. Шашева и Е.Б. Шашевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Граждане А.А. Шашев, В.А. Шашев и Е.Б. Шашева оспаривают конституционность статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий; в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации; это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; при отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Как следует из представленных материалов, заявители (А.А. Шашев и Е.Б. Шашева - супруги, В.А. Шашев - их сын) обратились за предоставлением государственной услуги о признании нуждающимися в жилых помещения в составе семьи, однако распоряжением Департамента государственного имущества города Москвы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях была принята только Е.Б. Шашева как лицо, находившееся вместе с репрессированным по политическим мотивам отцом, впоследствии реабилитированным (родилась в 1950 году в селе Изваиль Ухтинского района Коми АССР, когда отец находился в высылке). Остальным членам семьи в постановке на соответствующий учет отказано, поскольку они обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы и не зарегистрированы в городе Москве.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, данный отказ признан правомерным. Суды отметили, что А.А. Шашев и В.А. Шашев не проживали с репрессированными лицами до применения к этим лицам репрессий и не относятся к категории детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52 и 53, в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, исключает принятие на соответствующий учет и обеспечение жилыми помещениями членов семей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями и реализующих свое право возвратиться на прежнее место жительства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 декабря 2019 года N 39-П указал, что, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.
Исходя из этого в статье 13 данного Закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий; это право распространяется на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрена специальная мера восстановления прав достаточно широкого круга субъектов, который не ограничивается только репрессированными по политическим мотивам лицами, поскольку дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, также признаны подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации (статья 1.1 данного Закона), а применение политических репрессий повлекло для всех указанных в этом Законе лиц нарушение и умаление таких основных прав человека, как право выбирать место пребывания и жительства, право на жилище, в том числе право не быть произвольно лишенным жилища, гарантированных Конституцией Российской Федерации (статья 27, часть 1; статья 40, часть 1).
Соответственно, целью указанного Закона является компенсация ущерба, причиненного именно пострадавшим гражданам, а не улучшение жилищных условий и предоставление льгот другим лицам, которые к этой категории не относятся. Данный подход не противоречит природе и назначению жилищных гарантий, предоставляемых лишь реально нуждающимся в них лицам, что обеспечивает реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.
Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей, в деле с участием которых суды пришли к выводу, что А.А. Шашев и В.А. Шашев не являются лицами, пострадавшими от репрессий, и обеспечены общей площадью жилого помещения сверх учетной нормы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Шашева Анатолия Анатольевича, Шашева Владислава Анатольевича и Шашевой Евгении Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------