КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 сентября 2016 г. N 2102-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТОКАРЕВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ РЯДА ПРАВОВЫХ АКТОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.И. Токарева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину С.И. Токареву - собственнику земельного участка было отказано в удовлетворении ряда требований, предъявленных к собственникам смежных участков, государственным и муниципальным органам и касающихся оспаривания результатов кадастровых работ по установлению границ земельных участков и устранения нарушений права собственности.
Как указали суды, согласно предшествующему судебному решению, вынесенному в 2014 году, истцу было отказано в удовлетворении требований, предъявленных к тем же собственникам земельных участков и связанных с исправлением кадастровой ошибки и устранением препятствий в реализации права собственности. С учетом данного судебного решения, имеющего преюдициальное значение, суды отклонили доводы С.И. Токарева о том, что площадь принадлежащего ему земельного участка была уменьшена в пользу земельных участков ответчиков. Также суды учли, что в данном деле нет достаточных, допустимых и относимых доказательств, подтверждающих существование земельного участка, принадлежащего истцу, в размере, указанном в свидетельстве о праве собственности на землю, выданном ему в 1993 году.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.И. Токарев оспаривает конституционность следующих положений:
статей 1 "Основные начала гражданского законодательства", 8 "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей", 12 "Способы защиты гражданских прав", 304 "Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" и 305 "Защита прав владельца, не являющегося собственником" ГК Российской Федерации;
статей 11.4 "Раздел земельного участка", 15 "Собственность на землю граждан и юридических лиц", 29 "Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков", 36 "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения" (статьи 29 и 36 утратили силу согласно Федеральному закону от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ), 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения", 61 "Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления" и 85 "Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий" Земельного кодекса Российской Федерации;
пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающего преемственность и юридическую силу ранее выданных документов о правах на землю;
статей 2 "Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", 6 "Признание ранее возникших прав", 21 "Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав", 25.2 "Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства" и 31 "Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
статей 7 "Обязательность государственного кадастрового учета земельных участков", 14 "Единый государственный реестр земель" и 17 "Порядок ведения государственного земельного кадастра" Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу согласно Федеральному закону от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ);
статей 25 "Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости", 28 "Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости", 38 "Межевой план", 39 "Порядок согласования местоположения границ земельных участков" и 45 "Ранее учтенные объекты недвижимости" Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 15, 18, 35, 36, 40, 46 и 55, поскольку допускают возможность нарушения права собственности на земельный участок и права пользования принадлежащими ему объектами недвижимости.
Также заявитель дополнительно указывает, что нарушение своих конституционных прав усматривает в несоблюдении государственными органами и органами местного самоуправления законодательства, просит восстановить право собственности и признать не соответствующими Конституции Российской Федерации и законам свидетельство о государственной регистрации его права собственности на земельный участок, оформленное в 2012 году, и сведения об этом участке, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения, обеспечивающие в том числе защиту имущественных прав, стабильность и предсказуемость гражданско-правового оборота недвижимости, а также баланс частных и публичных интересов, сами по себе не нарушают конституционные права заявителя, в деле которого суды не нашли доказательств, подтверждающих, что собственники смежных земельных участков каким-либо образом нарушили его права, и отклонили доводы заявителя о том, что земельный участок был предоставлен ему в собственность и находился в его фактическом пользовании в указанных им границах.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе в части определения того, в каких границах был предоставлен заявителю земельный участок, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", равно как не относится к его полномочиям и разрешение вопроса о законности и обоснованности действий государственных и муниципальных органов, включая действия, связанные с выдачей документов о праве собственности и внесением сведений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Токарева Сергея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------