КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 мая 2019 г. N 1365-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АЗИНА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 3 И 5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.В. Азина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин М.В. Азин оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":
пунктов 3 - 5 статьи 3, устанавливающих, в частности, меры правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обязательства органов государственной власти, федеральных государственных органов и органов местного самоуправления, федеральных судов общей юрисдикции, правоохранительных органов по реализации данных мер, а также запрет ограничения прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом, военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
абзацев третьего и двенадцатого (ошибочно поименованного в жалобе абзацем одиннадцатым) пункта 1 и пункта 13 статьи 15, предусматривающих жилищные гарантии для военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также для граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3), поскольку они препятствуют признанию за гражданами, состоявшими до увольнения с военной службы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и вынужденными сняться с такого учета по объективным причинам, льготного права на обеспечение жилыми помещениями в избранном месте жительства, в то время как данное право предоставлено аналогичной категории граждан, которые не были сняты с такого учета.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Направленная на реализацию указанных конституционных положений статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает предоставление жилищных гарантий определенным категориям граждан, которые, находясь на военной службе, были признаны нуждающимися в жилье, что соответствует правовой природе данного вида социальной гарантии, призванной решать жилищные проблемы граждан, существующие в период прохождения ими военной службы, в том числе связанные с предстоящим увольнением с военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2273-О, от 25 октября 2016 года N 2270-О, от 26 января 2017 года N 168-О и от 25 октября 2018 года N 2618-О). При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предполагают, что военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации жилищных гарантий и эти решения оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы (определения от 24 декабря 2013 года N 2084-О, от 27 октября 2015 года N 2487-О, от 19 июля 2016 года N 1542-О и от 28 февраля 2019 года N 381-О).
Как следует из судебных постановлений, М.В. Азин не представил доказательств того, что до увольнения с военной службы ходатайствовал о постановке на жилищный учет военнослужащих, был признан нуждающимся в жилом помещении (как военнослужащий), что предпринимал действия, направленные на включение в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
С учетом изложенного оспариваемые положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также пункты 3 - 5 статьи 3 данного Федерального закона, направленные на реализацию законодательно установленных прав военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Установление же фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Азина Михаила Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------