КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 марта 2016 г. N 497-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ДМИТРЕНКО АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 32
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 22
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Дмитренко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Н. Дмитренко, являвшийся получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему как безработному досрочно по предложению службы занятости, и в 2010 году по достижении 60 лет осуществивший переход на трудовую пенсию по старости, оспаривает конституционность:
абзаца второго пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с данным пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости;
пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего, что при восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) не пересматривается; размер указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) определяется заново в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, и в случае, если ее размер не достигает размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), установленного на день прекращения выплаты указанной трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), пенсионеру восстанавливается трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения нарушают его пенсионные права и не соответствуют статьям 37 (часть 3), 39 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют правоприменительным органам при переходе пенсионера, ранее признанного безработным, на трудовую пенсию по старости устанавливать вновь назначаемую пенсию в меньшем размере.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Учитывая особенности положения на рынке труда граждан предпенсионного возраста, как наиболее подверженных риску безработицы и утраты в связи с потерей работы источника средств к существованию, федеральный законодатель закрепил в пункте 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такую меру, как возможность досрочного выхода на пенсию.
При этом в случае назначения таким лицам трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости для них предусмотрено дополнительное право осуществить переход на трудовую (страховую) пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях, при условии достижения возраста, предусмотренного в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование направлено на повышение социальной защищенности лиц, признанных безработными, и не может расцениваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Оспариваемый А.Н. Дмитренко пункт 5 статьи 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичная норма в отношении страховых пенсий закреплена в части 4 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях") направлен на обеспечение гарантированности уровня пенсионного обеспечения граждан, которым выплата трудовой (страховой) пенсии по старости восстанавливается после ее прекращения в связи с определенными в законе обстоятельствами, и также не может расцениваться как нарушающий его конституционные права.
Как следует из представленных материалов, нарушение своих прав А.Н. Дмитренко связывает с отказом судов общей юрисдикции применить при рассмотрении его дела пункт 5 статьи 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дмитренко Александра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------